Турист Сергей Вострецов (sergvos)
Сергей Вострецов — был 23 ноября 2022 8:51
Нельзя объять необъятное. А хочется.
Фотоальбом

Шедевры мастеров Парижской школы

20 28

Представляю выставку в Центральном Выставочном Зале (ЦВЗ) Перми, которую посетил, к сожалению, слишком поздно, за несколько дней до окончания её работы.

«Парижская школа» — не учреждение, ставшее «альма-матер» для многих знаменитых мастеров, и не творческое объединение этих мастеров, связанное общей программой или манифестом. Выставка «Шедевры мастеров Парижской школы» объединила мастеров разных эпох, стилей, мировоззрений и национальностей. В экспозицию вошли работы Эжена Делакруа, Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Мориса Утрилло, Жоана Миро, Марка Шагала, Михаила Шемякина и многих других живописцев и графиков. Эти громкие имена связывает Париж — мировая столица искусств XX века, объединившая не одно поколение художников, стремившихся к свободному поиску, творческому развитию и экспериментам.

Проект представлен Санкт-Петербургской галереей современного искусства PS Gallery из собственной коллекции и личного собрания известного российского коллекционера Марка Башмакова. А вот что говорит о выставке владелец PS Gallery коллекционер Павел Башмаков.

»Данная выставка — это уникальный и ценный художественный проект. В одной экспозиции собрано колоссальное количество выдающихся имён, персон номер один в мире искусства. По факту, посмотрев выставку, вы получите представления обо всех основных вехах графического творчества XX века, эпицентр которого находился тогда в Париже. Все произведения являются подлинниками, многие работы, которые представлены в нашем проекте, ранее экспонировались в Государственном Эрмитаже».

Опираясь на это мнение, подчеркну: все работы на выставке — не интерпретации в графике известных живописных работ, но подлинники именно графического творчества художников, представленных на выставке.

Выставка передвижная, до Перми она побывала во многих городах России. Не исключено, что в обозримом будущем она будет работать в вашем городе. Не пропустите, посетите обязательно. Никакие фотографии не заменят личного впечатления.

Анонс выставки у входа в ЦВЗ на Комсомольском проспекте в Перми
Анонс выставки у входа в ЦВЗ на Комсомольском проспекте в Перми
Плакат, предваряющий выставку
Плакат, предваряющий выставку
В центре выставочного зала стоят кофры с наклейкой «Париж». Именно в них прибыли работы знаковых художников XX века. Сундуки - ещё и символ дороги. Ведь многие мастера парижской школы — это эмигранты. В XX веке они съезжались в культурную столицу Европы отовсюду, в том числе из России. И на этой выставке представлены работы знаменитых художников - выходцев из нашей страны Марка Шагала, Михаила Шемякина. Есть даже наклейки с надписью «PARIS - PERM». Конечно, мы знаем, что экспонаты прибыли к нам не из Парижа, а из С-Петербурга или одного из тех российских городов, где выставка уже успела побывать. Но всё равно остаётся ощущение того, что Париж, его самые известные мастера - здесь, в Перми.
В центре выставочного зала стоят кофры с наклейкой «Париж». Именно в них прибыли работы знаковых художников XX века. Сундуки - ещё и символ дороги. Ведь многие мастера парижской школы — это эмигранты. В XX веке они съезжались в культурную столицу Европы отовсюду, в том числе из России. И на этой выставке представлены работы знаменитых художников - выходцев из нашей страны Марка Шагала, Михаила Шемякина. Есть даже наклейки с надписью «PARIS - PERM». Конечно, мы знаем, что экспонаты прибыли к нам не из Парижа, а из С-Петербурга или одного из тех российских городов, где выставка уже успела побывать. Но всё равно остаётся ощущение того, что Париж, его самые известные мастера - здесь, в Перми.
Работы и их авторы представлены на выставке в нескольких разделах. Распределение по разделам достаточно условно, его можно отнести скорее к содержанию отдельных работ, но не к творчеству авторов в целом. Каждый раздел обозначен вертикальным баннером (почти от пола до потолка), в шапке которого приведена репродукция одной из работ на эту тему, а ниже идут краткие представления авторов с их портретами. Схема представления довольно неудобна, на фотографии почти ничего не разобрать, тем более что освещение таких баннеров получается крайне неравномерным.
Работы и их авторы представлены на выставке в нескольких разделах. Распределение по разделам достаточно условно, его можно отнести скорее к содержанию отдельных работ, но не к творчеству авторов в целом. Каждый раздел обозначен вертикальным баннером (почти от пола до потолка), в шапке которого приведена репродукция одной из работ на эту тему, а ниже идут краткие представления авторов с их портретами. Схема представления довольно неудобна, на фотографии почти ничего не разобрать, тем более что освещение таких баннеров получается крайне неравномерным.
По указанным причинам далее буду приводить фотокопии баннеров без их «макушки», тогда хоть что-нибудь можно будет прочесть.
По указанным причинам далее буду приводить фотокопии баннеров без их «макушки», тогда хоть что-нибудь можно будет прочесть.
Морис де Вламинк. Из цикла «Левый берег». 1951
Морис де Вламинк. Из цикла «Левый берег». 1951
Андре Дюнуайе де Сегонзак. Вид на Мост Искусств. Из сборника «Взгляд на Париж. 1962
Андре Дюнуайе де Сегонзак. Вид на Мост Искусств. Из сборника «Взгляд на Париж. 1962
Кес ван Донген. Сена. Из сборника «Взгляд на Париж». 1962
Кес ван Донген. Сена. Из сборника «Взгляд на Париж». 1962
Марк Шагал. Набережная Турнель. Из сборника «Взгляд на Париж». 1962
Марк Шагал. Набережная Турнель. Из сборника «Взгляд на Париж». 1962
Жан Карзу. Люксембургский сад. Из сборника «Взгляд на Париж». 1962
Жан Карзу. Люксембургский сад. Из сборника «Взгляд на Париж». 1962
Сальвадор Дали. Площадь Вогезов. 1958
Сальвадор Дали. Площадь Вогезов. 1958
Морис Утрилло в студии. Фото 1946 г. В разделе «Мой Париж» представлены разные художники. Но особое место принадлежит Морису Утрилло. Недаром под его графику на выставке выделен отдельный (пусть и небольшой) зал.
Морис Утрилло в студии. Фото 1946 г. В разделе «Мой Париж» представлены разные художники. Но особое место принадлежит Морису Утрилло. Недаром под его графику на выставке выделен отдельный (пусть и небольшой) зал.
Морис Утрилло. Площадь Тертр. Из цикла «Монмартр Утрилло». 1947
Морис Утрилло. Площадь Тертр. Из цикла «Монмартр Утрилло». 1947
Морис Утрилло. Эйфелева башня. Из цикла «Столица Париж». 1955
Морис Утрилло. Эйфелева башня. Из цикла «Столица Париж». 1955
Морис Утрилло. Нотр-Дам, Сите. Из цикла «Столица Париж». 1955
Морис Утрилло. Нотр-Дам, Сите. Из цикла «Столица Париж». 1955
Морис Утрилло. Монмартр. Площадь Святого Петра. Из цикла «Столица Париж». 1955
Морис Утрилло. Монмартр. Площадь Святого Петра. Из цикла «Столица Париж». 1955
Морис Утрилло. Сен-Жермен-де-Пре. Из цикла «Столица Париж». 1955
Морис Утрилло. Сен-Жермен-де-Пре. Из цикла «Столица Париж». 1955
В том же зале, рядом с «Миром Парижа», находится баннер «Мир природы». Посмотрим, какие же работы в этом зале были подобраны для этого раздела.
В том же зале, рядом с «Миром Парижа», находится баннер «Мир природы». Посмотрим, какие же работы в этом зале были подобраны для этого раздела.
Макс Эрнст. Из цикла «Пир». Литография Пьера Эбе. 1974
Макс Эрнст. Из цикла «Пир». Литография Пьера Эбе. 1974
Морис де Вламинк. Букет роз. 1950
Морис де Вламинк. Букет роз. 1950
Морис де Вламинк. Деревня Эрувиль. Гравёр Жак Вийон. 1950-1960
Морис де Вламинк. Деревня Эрувиль. Гравёр Жак Вийон. 1950-1960
Жоан Миро. Из цикла «Ящерица с золотыми перьями». 1971
Жоан Миро. Из цикла «Ящерица с золотыми перьями». 1971
Карло Гуарьенти. Интерьер. 1975
Карло Гуарьенти. Интерьер. 1975
Сальвадор Дали. Ананас. Из цикла «Цветы мечты». 1970. Самая запоминающаяся работа раздела «Мир природы».
Сальвадор Дали. Ананас. Из цикла «Цветы мечты». 1970. Самая запоминающаяся работа раздела «Мир природы».
В одном из залов выставки. Должен сказать, что ещё ни на одной из выставок, которые мы посетили в последний год, не видели столько посетителей, как на этой. В кадр, понятно, попали единицы.
В одном из залов выставки. Должен сказать, что ещё ни на одной из выставок, которые мы посетили в последний год, не видели столько посетителей, как на этой. В кадр, понятно, попали единицы.
Большое место в творчестве мастеров Парижской школы занимала книжная графика, которой уделяли внимание почти все авторы, а не только те, кто представлен на этом баннере. Ведущее место в этом разделе заняли графические иллюстрации Эжена Делакруа к трагедии Гёте «Фауст», хотя по формальным признакам Делакруа и не должен бы относиться к мастерам Парижской школы.
Большое место в творчестве мастеров Парижской школы занимала книжная графика, которой уделяли внимание почти все авторы, а не только те, кто представлен на этом баннере. Ведущее место в этом разделе заняли графические иллюстрации Эжена Делакруа к трагедии Гёте «Фауст», хотя по формальным признакам Делакруа и не должен бы относиться к мастерам Парижской школы.
Эжен Делакруа. Тень Маргариты, являющаяся Фаусту. Из книги «Фауст» Гёте. 1828
Эжен Делакруа. Тень Маргариты, являющаяся Фаусту. Из книги «Фауст» Гёте. 1828
Эжен Делакруа. Дуэль Фауста и Валентина. Из книги «Фауст» Гёте. 1828
Эжен Делакруа. Дуэль Фауста и Валентина. Из книги «Фауст» Гёте. 1828
Эжен Делакруа. Фауст в тюрьме Маргариты. Из книги «Фауст» Гёте. 1828
Эжен Делакруа. Фауст в тюрьме Маргариты. Из книги «Фауст» Гёте. 1828
Бернар Бюффе. Из цикла «Страсти Христовы». 1954
Бернар Бюффе. Из цикла «Страсти Христовы». 1954
Какие разные посетители...
Какие разные посетители...
Раздел «Форма. Линия. Цвет» не случайно «возглавляет» Василий Кандинский, т.к. здесь присутствуют вдохновлённые его творчеством работы, представляющие абстрактное искусство мастеров Парижской школы. К сожалению, в моей фотогалерее таких работ меньше, чем авторов на этом баннере, нет и работ самого Василия Кандинского. Отчасти это мой брак (блики, отражения), но часть мастеров, указанных на баннере, здесь просто отсутствует.
Раздел «Форма. Линия. Цвет» не случайно «возглавляет» Василий Кандинский, т.к. здесь присутствуют вдохновлённые его творчеством работы, представляющие абстрактное искусство мастеров Парижской школы. К сожалению, в моей фотогалерее таких работ меньше, чем авторов на этом баннере, нет и работ самого Василия Кандинского. Отчасти это мой брак (блики, отражения), но часть мастеров, указанных на баннере, здесь просто отсутствует.
Энрике Занарту. Из цикла «Встреча». 1962
Энрике Занарту. Из цикла «Встреча». 1962
Рауль Юбак. Из цикла «Шёпот рядом». 1971
Рауль Юбак. Из цикла «Шёпот рядом». 1971
Макс Эрнст. Из цикла «Пир». 1974
Макс Эрнст. Из цикла «Пир». 1974
Зао Ву-Ки. Из цикла «Озарение». 1967
Зао Ву-Ки. Из цикла «Озарение». 1967
Мария Элена Виейра да Силва. Элегия Жоржу Помпиду. Из цикла «Главные элегии». 1978
Мария Элена Виейра да Силва. Элегия Жоржу Помпиду. Из цикла «Главные элегии». 1978
Роберто Матта. Coigitum. 1975
Роберто Матта. Coigitum. 1975
Отнесение художников в раздел «Душа цирка» очень условно, т.к., например, Матисс и Пикассо гораздо более известны совсем другими работами, с цирком не связанными. Хотя - да, книга Матисса «Джаз», куда вошли его иллюстрации в технике декупажа, первоначально и должна была называться «Цирк».
Отнесение художников в раздел «Душа цирка» очень условно, т.к., например, Матисс и Пикассо гораздо более известны совсем другими работами, с цирком не связанными. Хотя - да, книга Матисса «Джаз», куда вошли его иллюстрации в технике декупажа, первоначально и должна была называться «Цирк».
Жорж Руо. Сидящий клоун. Из цикла «Цирк падающей звезды». 1938
Жорж Руо. Сидящий клоун. Из цикла «Цирк падающей звезды». 1938
Жорж Руо. Чёрный Пьеро. Из цикла «Развлечения». 1943
Жорж Руо. Чёрный Пьеро. Из цикла «Развлечения». 1943
Анри Матисс. Похороны Пьеро. Из книги «Джаз». 1947
Анри Матисс. Похороны Пьеро. Из книги «Джаз». 1947
Анри Матисс. Кошмар белого слона. Из книги «Джаз». 1947
Анри Матисс. Кошмар белого слона. Из книги «Джаз». 1947
Анри Матисс. Цирк. Из книги «Джаз». 1947
Анри Матисс. Цирк. Из книги «Джаз». 1947
Фернан Леже. Клоуны и акробаты. Из цикла «Цирк». 1950
Фернан Леже. Клоуны и акробаты. Из цикла «Цирк». 1950
Фернан Леже. Клоун и лошадь / Дрессировщик и лошадь. Из цикла «Цирк». 1950
Фернан Леже. Клоун и лошадь / Дрессировщик и лошадь. Из цикла «Цирк». 1950
Фернан Леже. Воздушные гимнасты. Из цикла «Цирк». 1950
Фернан Леже. Воздушные гимнасты. Из цикла «Цирк». 1950
Пабло Пикассо. Цирковая лошадь. Из цикла «В мастерской Пикассо». 1957
Пабло Пикассо. Цирковая лошадь. Из цикла «В мастерской Пикассо». 1957
Джорджио де Кирико. Одиночество людей цирка. Из «На галерее» Франца Кафки. 1969
Джорджио де Кирико. Одиночество людей цирка. Из «На галерее» Франца Кафки. 1969
Большой раздел выставки посвящён творчеству русских художников, эмигрировавших из России и Советского Союза, осевших и творивших в Париже. В этом же разделе - работы французских художников, чьё творчество было связано с русской эмиграцией или с русской литературой.
Большой раздел выставки посвящён творчеству русских художников, эмигрировавших из России и Советского Союза, осевших и творивших в Париже. В этом же разделе - работы французских художников, чьё творчество было связано с русской эмиграцией или с русской литературой.
Пьер Арканджоли. Иллюстрация к повести «Тарас Бульба» Гоголя. 1949
Пьер Арканджоли. Иллюстрация к повести «Тарас Бульба» Гоголя. 1949
Пьер Арканджоли. Иллюстрация к повести «Тарас Бульба» Гоголя. 1949
Пьер Арканджоли. Иллюстрация к повести «Тарас Бульба» Гоголя. 1949
Пьер Арканджоли. Иллюстрация к повести «Тарас Бульба» Гоголя. 1949. Честно говоря, эти образы в толковании Пьера Арканджоли мне как-то «не показались». Не Тарас это и не Гоголь.
Пьер Арканджоли. Иллюстрация к повести «Тарас Бульба» Гоголя. 1949. Честно говоря, эти образы в толковании Пьера Арканджоли мне как-то «не показались». Не Тарас это и не Гоголь.
Александр Алексеев. Из цикла «Слово о полку Игореве». 1950
Александр Алексеев. Из цикла «Слово о полку Игореве». 1950
Александр Алексеев. Из цикла «Слово о полку Игореве». 1950
Александр Алексеев. Из цикла «Слово о полку Игореве». 1950
Антони Клаве. Из цикла «Пиковая дама». 1946
Антони Клаве. Из цикла «Пиковая дама». 1946
Антони Клаве. Из цикла «Пиковая дама». 1946. Между прочим, эта красотка изображена в шапке баннера «Россия - Франция», которую я обрезал.
Антони Клаве. Из цикла «Пиковая дама». 1946. Между прочим, эта красотка изображена в шапке баннера «Россия - Франция», которую я обрезал.
Пожалуй, в этом ряду я бы выделил представленную здесь блистательную серию иллюстраций к «Мёртвым душам» Гоголя. Всегда знал, что Марк Шагал - очень интересный художник, подлинники некоторых его картин видел в Третьяковке. Видел его могилу в Сен-Поль де Вансе, пригороде Ниццы, где закончился его жизненный путь. Но книжная графика Марка Шагала была для меня открытием, тронула до глубины души. Все приведённые ниже работы вошли в качестве иллюстраций в Парижское издание поэмы Н. Гоголя «Мёртвые души», 1948 г., изображённое на фотографии.
Пожалуй, в этом ряду я бы выделил представленную здесь блистательную серию иллюстраций к «Мёртвым душам» Гоголя. Всегда знал, что Марк Шагал - очень интересный художник, подлинники некоторых его картин видел в Третьяковке. Видел его могилу в Сен-Поль де Вансе, пригороде Ниццы, где закончился его жизненный путь. Но книжная графика Марка Шагала была для меня открытием, тронула до глубины души. Все приведённые ниже работы вошли в качестве иллюстраций в Парижское издание поэмы Н. Гоголя «Мёртвые души», 1948 г., изображённое на фотографии.
Марк Шагал. «Гоголь и Шагал». 1948
Марк Шагал. «Гоголь и Шагал». 1948
Марк Шагал. «Манилов». 1948
Марк Шагал. «Манилов». 1948
Марк Шагал. «Прошка». 1948
Марк Шагал. «Прошка». 1948
Марк Шагал. «Игра в карты с Ноздрёвым». 1948
Марк Шагал. «Игра в карты с Ноздрёвым». 1948
Марк Шагал. «Праздник у полицмейстера». 1948
Марк Шагал. «Праздник у полицмейстера». 1948
Марк Шагал. «Плюшкин собирает мусор у моста». 1948
Марк Шагал. «Плюшкин собирает мусор у моста». 1948
Марк Шагал. «Петрушка снимает сапоги». 1948
Марк Шагал. «Петрушка снимает сапоги». 1948
Марк Шагал. «Собакевич». 1948
Марк Шагал. «Собакевич». 1948
Марк Шагал. «Приезд Чичикова». 1948
Марк Шагал. «Приезд Чичикова». 1948
К разделу «Россия - Франция» относятся, безусловно, и работы Михаила Шемякина, хотя и расположились они в другом зале. Где-то в самом тёмном углу рассмотрел эту фотографию 1971 г., думал даже, что не получится её переснять. Дальше представляю несколько работ Михаила Шемякина с этой выставки.
К разделу «Россия - Франция» относятся, безусловно, и работы Михаила Шемякина, хотя и расположились они в другом зале. Где-то в самом тёмном углу рассмотрел эту фотографию 1971 г., думал даже, что не получится её переснять. Дальше представляю несколько работ Михаила Шемякина с этой выставки.
Михаил Шемякин. Лист № 4 из серии «Чрево Парижа». 1977
Михаил Шемякин. Лист № 4 из серии «Чрево Парижа». 1977
Михаил Шемякин. Лист № 14 из серии «Чрево Парижа». 1977
Михаил Шемякин. Лист № 14 из серии «Чрево Парижа». 1977
Михаил Шемякин. Натюрморт (Потроха). 1979
Михаил Шемякин. Натюрморт (Потроха). 1979
Михаил Шемякин. Из серии «Метафизические образы». 1978. В моей фоторепродукции заметны искажения за счёт бликов и отражений, но всё-таки привожу это изображение, т.к. мне оно показалось интересным.
Михаил Шемякин. Из серии «Метафизические образы». 1978. В моей фоторепродукции заметны искажения за счёт бликов и отражений, но всё-таки привожу это изображение, т.к. мне оно показалось интересным.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому