Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
Встречал в печати упоминания и комментарии о II (2011), IV (2015) и VI (2019) Пермских фото-биеннале, т. е. это мероприятие проводится в Перми достаточно регулярно. Однако на сайте Пермской краевой организации Союза фотохудожников России (СФР) нет никакой информации об очередной Пермской фото-биеннале 2021 г., которая прошла с 14 декабря 2021 по 14 января 2022 г. в Пермской арт-резиденции на Монастырской 95А.
На красочном плакате-анонсе также нет эмблемы СФР, зато имеется подзаголовок «Выставка фоторепортажа» и посвящение 50-летию народного фотоклуба «Пермь». Возможно, поэтому здесь указан порядковый номер 1 этой фото-биеннале, которая, в продолжение предыдущих, должна была бы стать VII.
Обнаруженные нестыковки заставили немного копнуть историю Пермских фото-биеннале. Мне показалось, что наиболее интересный их анализ был дан 10 лет назад в комментариях члена СФР с 2012 г. Натальи Резник https://natalyareznik.livejournal.com/69757.html . Прошу прощения за длинную цитату, но всё же приведу (с сокращениями) её наиболее важные соображения. Мне показалось, что сейчас они не менее актуальны, чем десять лет назад. Тем более, что постановочные вопросы, озвученные Н. Резник, отражают, как и в Википедии, основные отличия биеннале от обычной выставки.
»Из просмотренного не поняла, чем красивое слово «фотобиеннале» у нас отличается от осеннего смотра работ народного фотоклуба «Пермь». От каждого автора по 4 работы в серии (если это была серия), не больше. Чем руководствовались кураторы?
Соседствуют классический отечественный чб фоторепортаж в духе «Советского фото», портреты, концептуальные проекты, арт-фотография, визуальная антропология, современная документалистика, фотожурналистика, традиционные цветные пейзажи с пленэров (!), а также многое и многое другое. Уверена, что у зрителей крыша там съезжала от визуального бардака не меньше, чем на Бест оф Раша (а там хоть подписано, для тех, кто не в теме — «Архитектура», «Повседневная жизнь» и пр.) Здесь же для бедного зрителя даже такой примитивной классификации не было предложено.
Беда не только и не столько в визуальном беспорядке, сколько в том, что эти разножанровые снимки просто отменяют ценность друг друга.
На современных биеннале такого точно не увидишь. Просто и хорошо — куратор (ы) заявляют тему, отбирают на конкурсной основе проекты, которые так или иначе эту тему отражают, попадают в концепцию фестиваля и не спорят друг с другом, и делают выставку из СЕРИЙ или ПРОЕКТОВ авторов. Причём, как правило, это серии НЕ МЕНЕЕ 10 работ, и каждый автор тем или иным образом отделен друг от друга, а не просто все вперемешку (отдельная стена, другое оформление, развеска, подача и пр.) На фестивале каждая серия представляет собой полноценное авторское высказывание, сопровождается текстом от автора, расположенным рядом на стене. Отдельно — кураторский текст ко всей выставке, актуализирующий и анализирующий авторские высказывания в рамках общей темы экспозиции.
Короче, мне кажется так — пока сохранится подход Советского союза фотохудожников, никакое красивое слово «биеннале» не поможет. Нужен современный куратор, тогда и биеннальте на здоровье.
Да, кстати, тема биеннале была-таки заявлена — «Человек». Однако как можно отобрать работы в рамках этой темы? это означает, что сюда подойдёт 99,9% всех фотографий, кроме каких-нибудь девственно-чистых пейзажей острова Кабо-Верде».
Согласен с автором процитированных соображений. К сожалению, здесь мы действительно являемся посетителями не Международной фото-биеннале, а обычной ежегодной выставки Народного фотоклуба «Пермь» с участием его давних партнёров из французского города Гренобль. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить плакаты-анонсы предыдущей VI фото-биеннале, которая не называлась международной, несмотря на представленные работы французских авторов, и нынешней, объявленной Международной и по этому случаю сменившей нумерацию. Даже заявленный юбилейный характер нынешней выставки (к 50-летию фотоклуба «Пермь») фактически никак не проявился.
К сожалению, формат фотоальбома вынуждает выложить сразу все соображения относительно того, что будет показано дальше. Поэтому попытаюсь изложить то, что меня как зрителя (не биеннале, а рядовой, хотя и юбилейной выставки) не вполне удовлетворило.
Выставка занимает два зала в Пермской арт-резиденции, отзыв о которой я опубликовал ранее https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/perm/artgallery/42680/responses?id=10646 .
Залы просторные, но для показа таких небольших по размеру произведений, как фотографии, они не очень приспособлены — ни по размещению экспонатов, ни по организации освещения. Мне кажется, при подготоаке подобных больших выставок обязательно нужно привлекать хорошего дизайнера по организации помещения и художника по свету.
Почти все экспонаты (фотографии) вставлены в хорошие рамы с остеклением. Особенности освещения и остекление фотографий создали наибольшие проблемы при их рассмотрении, а особенно фотографировании, из-за многочисленных бликов и отражений на стеклянных поверхностях. Из-за этого, к сожалению, в мою экспозицию не попали многие очень хорошие работы.
Существенные неудобства я, как зритель, испытал из-за плохой атрибуции фотографий и их авторов (о необходимости хорошего авторского представления поминала и Наталья Резник в приведённой цитате). Если немногочисленные работы французских коллег на выставке предваряют какие-то биографические данные и личные высказывания фотохудожников об их творчестве, то пермским авторам в этом отношении то ли не повезло, то ли им самим это всё «до фонаря».
Во всяком случае, на всех фотографиях пермских авторов указаны только их название и имя автора. Нет никаких данных об авторе, не обозначена его личная позиция (хотя бы по заявленной теме: фоторепортаж), нет даты создания произведения и т. п. Считаю, что если по всем 34 авторам представленных 130 работ сделать это затруднительно, то уж наиболее заметных авторов можно было удостоить подобной информации здесь на выставке.
О некоторых наших авторах кое-что удалось найти, приведу дальше, что смогу (в основном — с сайта СФР, т. к. это авторы — члены Союза фотохудожников России). Меня удивило, что тех, о ком удалось составить краткие справки (а это всё — блестящие фотохудожники, имена которых известны далеко за пределами Перми и даже России) оказалось более трети от общего количества авторов этой выставки.
Итак, посмотрим, что подарили нам на этой юбилейной фотовыставке пермские (и не только) фотохудожники. Сначала будут иллюстрации на тему «вокруг да около», о которых упоминал выше. Далее — мои фоторепродукции с выставочных фотографий и краткие справки об авторах. Для получения фоторепродукций с исключением по возможности бликов и отражений приходилось снимать экспонируеиые работы с каких-то невероятных ракурсов. Иногда удавалось избежать световых аномалий, чаще, к сожалению — нет. Из-за особенностей съёмки, почти все мои кадры были с достаточно сильными геометрическими искажениями, которые, как правило, устранял простейшей обработкой при помощи фоторедактора. На некоторых кадрах геометрические искажения устранял лишь частично или совсем не устранял, посчитав, что так будет лучше.
В целом, итоговые воспоминания от выставки (если отвлечься от вопросов её организации) остались самые благоприятные. Показана широкая панорама жизни, как она есть. Самое сильное впечатление оставили чёрно-белые снимки, они показались более очеловеченными, многие — с ностальгической ноткой по ушедшим временам юности и даже детства. Но и в цветной фотографии есть на что посмотреть. Желаю всем приятного просмотра.