Турист Сергей Вострецов (sergvos)
Сергей Вострецов — был 23 ноября 2022 8:51
Нельзя объять необъятное. А хочется.
Фотоальбом

Гравюра и офорт. Путешествие длиной в пять веков

22 25

Полное название выставки, проходящей в Центральном выставочном зале Перми в октябре—ноябре 2021 года: «Старинная гравюра и офорт XV—XX вв. Посвящение Строгановым, или Коллекционерская страсть», с коллекцией Haute Couture (высокой моды) «Золотая Флора». Устроители выставки — Частная коллекция г. Москва и Модный Дом «ELENA TKACHENKO», г. Санкт-Петербург. Мы посетили выставку 24 октября.

Афиши обеих состаляющих выставки с наружной стороны ЦВЗ с указанием периода (09.10–14.11.2021) и времени их работы представлены на первом фото этого альбома. Цена билетов: основной 350 р., льготный 250 р., детский 100 р. Проект участвует в программе «Пушкинская карта».

Плакат с краткими пояснениями, предваряющий экспозицию у входа на выставку, приведён на одном из первых кадров. Не буду его пересказывать, он вполне читабелен.

Для меня, признаюсь, было загадкой участие в показе, наряду со старой графикой, экспозиции МД «ELENA TKACHENKO», но, к счастью, опасения эти быстро развеялись. Пермский телеканал «Рифей» 12 октября 2021 г. показал живые интервью из выставочного зала с соавторами выставки — петербургской художницей Еленой Ткаченко, представившей коллекцию «Золотая Ффлора», и московским историком искусства Виталием Сусленковым, собравшим почти 200 графических работ, экспонируемых на выставке. Посетив выставку, могу подтвердить, что обе её составляющие не просто совмещены в едином пространстве, но взаимно дополняют друг друга.

Три года назад в Перми показали инсталляции Елены Ткаченко «Песнь Песней» (по мотивам произведений Рембрандта на библейские темы), каждая из которых была собрана из десятков тысяч драгоценных нитей. Елена сама изготавливает ткани — это живописные полотна, выполненные в авторской технике плетения. Работы Елены Ткаченко находятся в собраниях Эрмитажа и Константиновского Дворца в Санкт-Петербурге, Художественного музея Ченджоу в Китае, в частных коллекциях принцессы Кентской, историка моды Александра Васильева и в других собраниях.

Некоторые работы из серии «Золотая Флора» (всего их на выставке — семь из двадцати) будут показаны у меня в альбоме, в основном — в общем интерьере залов, некоторые — индивидуально.

Экспозиции графики, на мой взгляд, организована вполне удачно. Графические работы на фоне чёрных стен смотрятся хорошо (чего не могу сказать о гравюрах, размещённых в лофт-зале). Для рассматривания деталей гравюр имеются специально подвешенные рядом лупы. Этикетка к каждой работе содержит подробную информацию о ней и размещена не в тени, так что видна неплохо. К недостаткам этикеток отнёс бы их недостаточную читаемость (из-за шрифта), по некоторым работам — излишнюю удалённость от самих работ, в ряде случаев — вообще их отсутствие.

К достоинствам представления экспонатов на выставке должен также отнести почти полное отсутствие бликов и отражений на их поверхности. Что было тому причиной — применение защитного стекла с антибликовым покрытием, или что-то другое — не знаю, но это факт. Очень важно, что каждый подраздел выставки — будь то хронологический период или тематическая рубрика, например, виды графических изображений — снабжён подробной информацией. Копии некоторых из таких информационных материалов я разместил в альбоме, но большинство их остались вне, т. к. «не вписались» в общий допустимый объём.

Заметил некоторую путаницу с распределением экспонатов по выставочной площади. В качестве основной организаторами была принята хронологическая классификация работ, однако параллельно с ней применены и тематические классификации. Поэтому, если последовательно обходить зал, по пути будут попадать работы разных веков, что мешает их восприятию.

При подготовке фотоальбома по материалам выставки, я придерживался единой хронологической классификации, поэтому экспонаты в альбоме размещены не совсем в той последовательности, как на самой выставке. Если даты изготовления исходного рисунка и гравюры различаются — приоритет по дате отдаю исходному рисунку.

Фото экспонатов даю по возможности вместе с их этикетками (если они читаются). Если это невозможно — этикетка к экспонату «приклеивается», т. к. излагать полное содержание этикетки в подписи под изображением в данном случае считаю неэтичным.

Афиша выставки у входа в Центральный выставочный зал, на которой указан период её проведения и режим работы ЦВЗ.
Афиша выставки у входа в Центральный выставочный зал, на которой указан период её проведения и режим работы ЦВЗ.
Плакат с краткими пояснениями, которые стоит почитать перед посещением выставки
Плакат с краткими пояснениями, которые стоит почитать перед посещением выставки
Популярное изложение сути гравюрных техник: что у них общее и чем они отличаются
Популярное изложение сути гравюрных техник: что у них общее и чем они отличаются
«Как читать гравюру» - тоже полезная информация. Общий недостаток этого и других подобных плакатов – излишне кудрявый и тонкий, плохо читаемый шрифт. И жаль, конечно, что только на немногих гравюрах описанные здесь правила соблюдаются.
«Как читать гравюру» - тоже полезная информация. Общий недостаток этого и других подобных плакатов – излишне кудрявый и тонкий, плохо читаемый шрифт. И жаль, конечно, что только на немногих гравюрах описанные здесь правила соблюдаются.
Фрагменты разных гравюр (иногда изрядно преувеличенные) выставлены уже в «передней» перед основным залом.
Фрагменты разных гравюр (иногда изрядно преувеличенные) выставлены уже в «передней» перед основным залом.
С другой стороны «передней» - ещё одна подборка фрагментов, на стене – картина, изображающая инструменты, необходимые при изготовлении гравюр. Когда-то многие, занимавшиеся фотографией (и я в их числе) использовали очень похожие ручные валики, когда накатывали готовые, ещё мокрые фотки на стекло «для глянца». Хотя, самый интересный экспонат здесь – это старинный печатный (офортный) станок, на котором когда-то печатали гравюры.
С другой стороны «передней» - ещё одна подборка фрагментов, на стене – картина, изображающая инструменты, необходимые при изготовлении гравюр. Когда-то многие, занимавшиеся фотографией (и я в их числе) использовали очень похожие ручные валики, когда накатывали готовые, ещё мокрые фотки на стекло «для глянца». Хотя, самый интересный экспонат здесь – это старинный печатный (офортный) станок, на котором когда-то печатали гравюры.
В «передней» не так много экспонатов, зато хватает плакатов с полезной информацией, которую, к сожалению, не могу здесь воспроизвести. Среди них – очерки об офорте, о линогравюре, о литографии…
В «передней» не так много экспонатов, зато хватает плакатов с полезной информацией, которую, к сожалению, не могу здесь воспроизвести. Среди них – очерки об офорте, о линогравюре, о литографии…
Выходим в главный здесь (потому что самый большой) зал. Вот его общий вид. По центру – часть коллекции Елены Ткаченко, которая, конечно же, сразу бросается в глаза. И нечаянная картинка, как бабушка тщетно пытается приблизить свою малышку – внучку к историческим произведениям. М-да, эта выставка явно не для маленьких…
Выходим в главный здесь (потому что самый большой) зал. Вот его общий вид. По центру – часть коллекции Елены Ткаченко, которая, конечно же, сразу бросается в глаза. И нечаянная картинка, как бабушка тщетно пытается приблизить свою малышку – внучку к историческим произведениям. М-да, эта выставка явно не для маленьких…
Повернувшись чуть влево, видим ряд уходящих вдаль колонн, на которых так удачно разместились указатели столетий. Здесь в простенках слева, между ближайшим к нам и следующим указателями расположены гравюры, относящиеся к XVI веку, в следующем интервале будет XVII век и т.д.
Повернувшись чуть влево, видим ряд уходящих вдаль колонн, на которых так удачно разместились указатели столетий. Здесь в простенках слева, между ближайшим к нам и следующим указателями расположены гравюры, относящиеся к XVI веку, в следующем интервале будет XVII век и т.д.
Посмотрев на этот же ряд с обратной стороны, видим несколько иную картину. В простенках справа расположились гравюры соответствующего периода, на видимой отсюда стороне колонн – увеличенные фрагменты гравюр (без подписей, но некоторые можно узнать). А на обратной стороне указателей – тексты, поясняющие гравюры этого периода.
Посмотрев на этот же ряд с обратной стороны, видим несколько иную картину. В простенках справа расположились гравюры соответствующего периода, на видимой отсюда стороне колонн – увеличенные фрагменты гравюр (без подписей, но некоторые можно узнать). А на обратной стороне указателей – тексты, поясняющие гравюры этого периода.
Почти все модели Елены Ткаченко в большом зале внимательно рассматривают коллекцию гравюр XV-XVI веков. Взглянем на них и мы.
Почти все модели Елены Ткаченко в большом зале внимательно рассматривают коллекцию гравюр XV-XVI веков. Взглянем на них и мы.
Создание первого ручного печатного станка в Европе Иоганном Гутенбергом (для книгопечатания) относят к 1454 г. Появились печатные книги – для них потребовались печатные «картинки», а для их изготовления были нужны свои станки. И они появились, один из них мы уже видели. Из тех гравюр, которые я имею честь здесь представить, эта (Мартина Шонгауэра) – самая ранняя, она датируется 1470-1473 гг., т.е. с отставанием от начала книгопечатания на каких-нибудь 20 лет.
Создание первого ручного печатного станка в Европе Иоганном Гутенбергом (для книгопечатания) относят к 1454 г. Появились печатные книги – для них потребовались печатные «картинки», а для их изготовления были нужны свои станки. И они появились, один из них мы уже видели. Из тех гравюр, которые я имею честь здесь представить, эта (Мартина Шонгауэра) – самая ранняя, она датируется 1470-1473 гг., т.е. с отставанием от начала книгопечатания на каких-нибудь 20 лет.
Альбрехт Дюрер, 1501. Судя по этикетке, этот оттиск был сделан в конце XIX века, но с подлинной доски самого А. Дюрера
Альбрехт Дюрер, 1501. Судя по этикетке, этот оттиск был сделан в конце XIX века, но с подлинной доски самого А. Дюрера
Рафаэль Санти, две гравюры на библейские темы, не позднее 1520 г. Гравировал Секондо Бьянки, издано в Риме в 1785 г.
Рафаэль Санти, две гравюры на библейские темы, не позднее 1520 г. Гравировал Секондо Бьянки, издано в Риме в 1785 г.
Художник Полидоро Кальдара более известен как Полидоро да Караваджо – по названию городка в Ломбардии, где он родился. Он не имеет отношения к другому Караваджо, более нам известному, но жившему почти на век позднее. Даты жизни художника на этикетке (1500-1537) не совпадают с данными Википедии: 1499-1543. Исходный рисунок этой гравюры принадлежит самому Полидоро, возможно, он взят с одного из его многочисленных сграффити на стенах римских дворцов. Гравировка и печать выполнены значительно позднее. Гравировал Керубино Альберти, не позднее 1615. Отпечатано в 1628.
Художник Полидоро Кальдара более известен как Полидоро да Караваджо – по названию городка в Ломбардии, где он родился. Он не имеет отношения к другому Караваджо, более нам известному, но жившему почти на век позднее. Даты жизни художника на этикетке (1500-1537) не совпадают с данными Википедии: 1499-1543. Исходный рисунок этой гравюры принадлежит самому Полидоро, возможно, он взят с одного из его многочисленных сграффити на стенах римских дворцов. Гравировка и печать выполнены значительно позднее. Гравировал Керубино Альберти, не позднее 1615. Отпечатано в 1628.
Исходная картина «Оплакивание» была написана Андреа дель Сарто в 1524 г. Рисовал для гравирования Пьетро Бенвенути, гравировал Карло Лазинио. Настоящий оттиск относят к 1780-м гг.
Исходная картина «Оплакивание» была написана Андреа дель Сарто в 1524 г. Рисовал для гравирования Пьетро Бенвенути, гравировал Карло Лазинио. Настоящий оттиск относят к 1780-м гг.
Антон (II) Вирикс, после 1582, авторское исполнение.
Антон (II) Вирикс, после 1582, авторское исполнение.
Эгидий Саделер Старший, конец XVI века. Авторское исполнение.
Эгидий Саделер Старший, конец XVI века. Авторское исполнение.
Экспозицию гравюр XVII века предваряет одна из фигур коллекции Елены Ткаченко, на которой можно рассмотреть вышивку на платье.
Экспозицию гравюр XVII века предваряет одна из фигур коллекции Елены Ткаченко, на которой можно рассмотреть вышивку на платье.
Важная деталь выставки – развешанные повсюду на шнурках лупы.
Важная деталь выставки – развешанные повсюду на шнурках лупы.
Кристиан ван де Пассе Старший – автор рисунка и издатель гравюры, 1615 г.
Кристиан ван де Пассе Старший – автор рисунка и издатель гравюры, 1615 г.
Сложно сказать, в каком именно году Абрахам Блумарт выполнил эти рисунки, т.к. на этикетке указаны только годы его жизни. Гравировку выполнил его сын Фредерик Блумарт в 1670 г., оттиск выполнен с этой доски в 1820 г.
Сложно сказать, в каком именно году Абрахам Блумарт выполнил эти рисунки, т.к. на этикетке указаны только годы его жизни. Гравировку выполнил его сын Фредерик Блумарт в 1670 г., оттиск выполнен с этой доски в 1820 г.
На обратной (относительно входа) стороне колонн нанесены изображения без подписей, представляющие собой увеличенные фрагменты размещённых рядом гравюр. Здесь, например, старичок внизу – это фрагмент гравюры, сделанной когда-то самим Рембрандтом.
На обратной (относительно входа) стороне колонн нанесены изображения без подписей, представляющие собой увеличенные фрагменты размещённых рядом гравюр. Здесь, например, старичок внизу – это фрагмент гравюры, сделанной когда-то самим Рембрандтом.
Эту же самую гравюру видим рядом (слева в середине) в натуральную величину, и здесь хорошо видно, какая же она крохотная.
Эту же самую гравюру видим рядом (слева в середине) в натуральную величину, и здесь хорошо видно, какая же она крохотная.
И вот эта же гравюра – отдельно, вместе с этикеткой, из которой можно понять, что и рисунок, и его гравировка выполнены самим Рембрандтом в 1630 г.
И вот эта же гравюра – отдельно, вместе с этикеткой, из которой можно понять, что и рисунок, и его гравировка выполнены самим Рембрандтом в 1630 г.
Жак Калло, авторское исполнение, не позднее 1635 г.
Жак Калло, авторское исполнение, не позднее 1635 г.
Оригинал этого портрета выполнил Антонис ван Дейк, гравировал Паулюс Понтиус, оттиск выполнен в 1639 г.
Оригинал этого портрета выполнил Антонис ван Дейк, гравировал Паулюс Понтиус, оттиск выполнен в 1639 г.
Художник Франсуа Шово, середина XVII века. Гравировка и печать выполнены в XVIII веке.
Художник Франсуа Шово, середина XVII века. Гравировка и печать выполнены в XVIII веке.
Иоахим фон Занрарт Старший, авторское исполнение, 1663 г.
Иоахим фон Занрарт Старший, авторское исполнение, 1663 г.
Обширный раздел выставки со сценами из библии разных лет издания у меня представлен тремя гравюрами.
Обширный раздел выставки со сценами из библии разных лет издания у меня представлен тремя гравюрами.
Большинство гравюр на темы библейских сюжетов могут быть отнесены ко второй половине XVII века, куда я их и поместил в своей фотогалерее.
Большинство гравюр на темы библейских сюжетов могут быть отнесены ко второй половине XVII века, куда я их и поместил в своей фотогалерее.
Это уже не библейская, скорее античная тематика. Автор Никола Пуссен (1594-1665). Гравировал Бенедикт Винклер. Гравировка и оттиск – 1680-е гг.
Это уже не библейская, скорее античная тематика. Автор Никола Пуссен (1594-1665). Гравировал Бенедикт Винклер. Гравировка и оттиск – 1680-е гг.
Эсмэ де Булонуа, авторское исполнение, 1682.
Эсмэ де Булонуа, авторское исполнение, 1682.
Корнелис де Брюйин, 1698. Такими были развалины Пальмиры более трёх веков назад.
Корнелис де Брюйин, 1698. Такими были развалины Пальмиры более трёх веков назад.
Экспозиция гравюр, посвящённых XVIII веку, видна на этом снимке за фигурами моделей Елены Ткаченко. За арочным проёмом просматривается также и экспозиция в лофт-зале.
Экспозиция гравюр, посвящённых XVIII веку, видна на этом снимке за фигурами моделей Елены Ткаченко. За арочным проёмом просматривается также и экспозиция в лофт-зале.
У этой гравюры, к сожалению, нет этикетки, я не знаю, кто её авторы и когда она была изготовлена. Но и оставить её вне моей фотогалереи – не могу, настолько живое на ней изображение.
У этой гравюры, к сожалению, нет этикетки, я не знаю, кто её авторы и когда она была изготовлена. Но и оставить её вне моей фотогалереи – не могу, настолько живое на ней изображение.
Некоторые образцы книжной графики XVII-XIX веков
Некоторые образцы книжной графики XVII-XIX веков
XVIII век называли ещё «веком галантных празднеств». Множились и «типовые проекты» необходимых для этого дворцов
XVIII век называли ещё «веком галантных празднеств». Множились и «типовые проекты» необходимых для этого дворцов
Эта гравюра выполнена в 1819 г., но я отношу её к началу XVIII века (не позднее 1733 г.) соответственно годам жизни художника Бернара Пикара
Эта гравюра выполнена в 1819 г., но я отношу её к началу XVIII века (не позднее 1733 г.) соответственно годам жизни художника Бернара Пикара
Джон Гамильтон Мортимер, "Отдых", авторское исполнение, 1778 г.
Джон Гамильтон Мортимер, "Отдых", авторское исполнение, 1778 г.
Над этими картинками, признаюсь, хотелось и смеяться, и плакать. Вы можете вообразить русских крестьянок XVIII века (здесь написано "валдайские женщины и Крестьянки") в таких нарядах? Поразительно, какими были представления «цивилизованной Европы» того времени о современной им России. Впрочем, а сейчас они сильно отличаются?
Над этими картинками, признаюсь, хотелось и смеяться, и плакать. Вы можете вообразить русских крестьянок XVIII века (здесь написано "валдайские женщины и Крестьянки") в таких нарядах? Поразительно, какими были представления «цивилизованной Европы» того времени о современной им России. Впрочем, а сейчас они сильно отличаются?
Это гравюра из лофт-зала, без этикетки, я её привожу, потому что уж очень колоритные фигуры. Условно отнёс к XVIII веку.
Это гравюра из лофт-зала, без этикетки, я её привожу, потому что уж очень колоритные фигуры. Условно отнёс к XVIII веку.
Не знаю, могут ли предварять экспозицию гравюр XIX века эти модели Елены Ткаченко. Мне показалось – могут, хотя на самом деле все эти роскошные наряды навеяны «Флорой» Рембрандта, написанной ещё в XVII веке. У меня в этом разделе фотогалереи собраны образцы гравюр из разных мест выставки, но датируемые XIX веком.
Не знаю, могут ли предварять экспозицию гравюр XIX века эти модели Елены Ткаченко. Мне показалось – могут, хотя на самом деле все эти роскошные наряды навеяны «Флорой» Рембрандта, написанной ещё в XVII веке. У меня в этом разделе фотогалереи собраны образцы гравюр из разных мест выставки, но датируемые XIX веком.
Рисунок Жан-Огюста-Доминика Энгра 1825 г. Гравюра 1861 г.
Рисунок Жан-Огюста-Доминика Энгра 1825 г. Гравюра 1861 г.
Авторская гравюра Августа Фридриха Пехта, 1840-е гг.
Авторская гравюра Августа Фридриха Пехта, 1840-е гг.
Гравюра по рисунку Дж. Тёрнера 1846 г. выполнена в 1859-61 гг.
Гравюра по рисунку Дж. Тёрнера 1846 г. выполнена в 1859-61 гг.
Эта гравюра, увы, снова безымянна, но она такая живая…
Эта гравюра, увы, снова безымянна, но она такая живая…
Авторская гравюра Оноре Домье, 1858
Авторская гравюра Оноре Домье, 1858
Леон Жозеф Флорантен Бонна, офорт 1877 г. по авторскому рисунку.
Леон Жозеф Флорантен Бонна, офорт 1877 г. по авторскому рисунку.
Макс Либерман, авторский офорт, 1891 г.
Макс Либерман, авторский офорт, 1891 г.
Очень выразительная, на мой взгляд, пейзажная гравюра
Очень выразительная, на мой взгляд, пейзажная гравюра
Ну, это уж совсем XX век…
Ну, это уж совсем XX век…
Когда именно была написана И.К. Айвазовским эта картина – сложно сказать, на этикетке не указано. Гравюру по фотографии создал М. Далькевич, оттиск выполнен в 1893 г.
Когда именно была написана И.К. Айвазовским эта картина – сложно сказать, на этикетке не указано. Гравюру по фотографии создал М. Далькевич, оттиск выполнен в 1893 г.
Примечательно, что пространство между разделами выставки, посвящёнными графике XIX века и японской гравюре, заполнено этими моделями серии «Золотая Флора» Елены Ткаченко. Действительно, эти фигуры, несмотря на наряды, отсылающие нас в средневековье, принадлежат скорее современности, допустим – XX веку.
Примечательно, что пространство между разделами выставки, посвящёнными графике XIX века и японской гравюре, заполнено этими моделями серии «Золотая Флора» Елены Ткаченко. Действительно, эти фигуры, несмотря на наряды, отсылающие нас в средневековье, принадлежат скорее современности, допустим – XX веку.
Дальше я должен показать, хотя бы и сокращённо, экспозиции народной гравюры (лубка) разных стран. Но прежде – кое-что об этом направлении вообще.
Дальше я должен показать, хотя бы и сокращённо, экспозиции народной гравюры (лубка) разных стран. Но прежде – кое-что об этом направлении вообще.
Вот здесь – японская гравюра Укиё-э. Каюсь, не заснял каждую из них по отдельности – только так, в общем.
Вот здесь – японская гравюра Укиё-э. Каюсь, не заснял каждую из них по отдельности – только так, в общем.
Рядом висят вот эти две гравюры XIX века, которые так и называются – Китайский лубок.
Рядом висят вот эти две гравюры XIX века, которые так и называются – Китайский лубок.
Между китайским лубком и русской графикой XX века заметна дверь в соседнюю комнату. Это видеозал, в котором что-то показывают.
Между китайским лубком и русской графикой XX века заметна дверь в соседнюю комнату. Это видеозал, в котором что-то показывают.
Видеозал – небольшая, в общем, комната, в которой несколько проекторов гонят одинаковые бегущие картинки по всем четырём стенам, потолку и полу. Как связаны эти картинки с графикой в залах – не понял. Хотя одну из бегущих цветных картинок успел заснять.
Видеозал – небольшая, в общем, комната, в которой несколько проекторов гонят одинаковые бегущие картинки по всем четырём стенам, потолку и полу. Как связаны эти картинки с графикой в залах – не понял. Хотя одну из бегущих цветных картинок успел заснять.
Эту картинку стащил в разделе «Русская и советская графика», как свидетельство возрождения русского лубка в наше время.
Эту картинку стащил в разделе «Русская и советская графика», как свидетельство возрождения русского лубка в наше время.
Русской и советской гравюре XX века посвящён специальный раздел, но он включает не так много экспонатов, остальные на эту тему разбросаны по всей выставке. Я их собрал вместе, причём при размещении в своей фотогалерее старался по возможности придерживаться хронологии исходного материала каждой гравюры.
Русской и советской гравюре XX века посвящён специальный раздел, но он включает не так много экспонатов, остальные на эту тему разбросаны по всей выставке. Я их собрал вместе, причём при размещении в своей фотогалерее старался по возможности придерживаться хронологии исходного материала каждой гравюры.
Открывает галерею российской графики В.Э. Борисов-Мусатов
Открывает галерею российской графики В.Э. Борисов-Мусатов
Далее видим малоизвестный портрет писателя А.Н. Толстого работы Леона Бакста, 1909 г.
Далее видим малоизвестный портрет писателя А.Н. Толстого работы Леона Бакста, 1909 г.
Произведение ранней советской эпохи, Константин Богаевский, 1923 г.
Произведение ранней советской эпохи, Константин Богаевский, 1923 г.
Небольшой стенд с книжными иллюстрациями начала XX века
Небольшой стенд с книжными иллюстрациями начала XX века
Линогравюры советских художников поколения 1928-30 гг
Линогравюры советских художников поколения 1928-30 гг
Советские художники и их линогравюры разных лет
Советские художники и их линогравюры разных лет
Редкий жанр графики – монотипия, и сюжет какой-то не советский. Но это 1970-е гг.
Редкий жанр графики – монотипия, и сюжет какой-то не советский. Но это 1970-е гг.
Последний лист в моей коллекции – эта линогравюра уже, вероятно, из XXI века
Последний лист в моей коллекции – эта линогравюра уже, вероятно, из XXI века
В заключение – ещё несколько слов о коллекции «Золотая Флора», которую я здесь представил несколько вразброс. Этот чёрно-белый, почти графического исполнения портрет – не с выставки. Я его взял из Википедии. Елена Ивановна Ткаченко – известный питерский художник и график, модельер, мастер художественного экспериментального текстиля, соавтор выставки и автор коллекции «Золотая Флора».
В заключение – ещё несколько слов о коллекции «Золотая Флора», которую я здесь представил несколько вразброс. Этот чёрно-белый, почти графического исполнения портрет – не с выставки. Я его взял из Википедии. Елена Ивановна Ткаченко – известный питерский художник и график, модельер, мастер художественного экспериментального текстиля, соавтор выставки и автор коллекции «Золотая Флора».
В октябре 2013 г. был основан Модный Дом. «ELENA TKACHENKO». Презентация первой его коллекции Haute Couture (высокой моды) «Золотая флора», навеянной картиной Рембрандта «Флора» (1634), состоялась в С.Петербурге в конце 2014 г., а первый международный показ был проведён в Париже в сентябре 2018 г. Коллекция, которой уже почти семь лет, жива, и это говорит о её качестве и востребованности.
В октябре 2013 г. был основан Модный Дом. «ELENA TKACHENKO». Презентация первой его коллекции Haute Couture (высокой моды) «Золотая флора», навеянной картиной Рембрандта «Флора» (1634), состоялась в С.Петербурге в конце 2014 г., а первый международный показ был проведён в Париже в сентябре 2018 г. Коллекция, которой уже почти семь лет, жива, и это говорит о её качестве и востребованности.
Во всяком случае, на меня эта коллекция произвела сильное впечатление, хотя я и не знаток женской моды, тем более уровня haute couture.
Во всяком случае, на меня эта коллекция произвела сильное впечатление, хотя я и не знаток женской моды, тем более уровня haute couture.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому