L1010797.JPG
Здесь – нижняя часть предыдущей картинки, т.е. роспись самой правой стены. Многофигурная и многозначная композиция, которой исследователи так и не смогли дать однозначное название. В русскоязычной литературе закрепилось название «Триумф церкви». Возможно, точнее было бы (в подражание Вазари) название «Триумф доминиканского ордена». Символом этого церковного ордена были «псы господни», и посмотрите, сколько их на этой фреске! Опять же, не буду описывать детали этого сложного изображения, но отмечу некоторые особенности. В левой части изображён узнаваемый силуэт флорентийского Дуомо, который в годы создания фрески ещё только строился, и у него не было купола. Андреа Бонайути мог позволить себе такую вольность, т.к. он в 1366-1367 гг. входил в состав комиссии по строительству собора. Другая особенность фрески заключается в том, что в левом нижнем углу, перед собором, на троне восседают папа, кардинал и епископ, а также император, король и граф. Ниже них располагаются банкир, торговец, учёный, художник, женщина и представители более низких слоёв общества. Исследователи утверждают, что все перечисленные фигуры имеют конкретные исторические прототипы, и называют при этом конкретных лиц. Не буду их оспаривать, но отмечу, что эта фреска была написана на 120 лет раньше, чем знаменитые фрески Гирландайо в капелле Торнабуони. Видимо, стремление к изображению в традиционных религиозных сюжетах живых лиц своих современников было вообще характерной чертой флорентийской живописи даже раннего Возрождения.
Это моя последняя публикация, относящаяся к церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Читал в одном из отзывов, что она необъятна. Согласен, но от себя добавлю, что на самом деле Санта-Мария-Новелла по богатству культурных слоёв — неисчерпаема.
Здесь я попробую познакомить коллег-туристеровцев с тем, что можно увидеть на территории, имеющей прямое отношение к Санта-Мария-Новелла, но вне стен базилики. В начале альбома приведу добытые в интернете подробную схему (с расшифровкой на итальянском) базилики Санта-Мария-Новелла и прилегающих к ней монастырей, а также их русские названия.
Интересующихся другими помещениями базилики и прилегающих территорий переадресую к интернету и первоисточникам, знающим значительно больше, чем я. В частности, информация о полиптихе в музее базилики содержится в https://artchive.ru/artists/1115~Bernardo_Daddi , детальное описание Испанской капеллы можной найти в статье «Андреа Бонайути» в Википедии и в отзыве http://vgrigoriev.ru/2021/firenze-novella8/.
Моя цель значительно скромнее: дать возможность тем, у кого достанет терпения досмотреть этот альбом, ориентироваться на громадной и запутанной территории базилики и её монастырей. Задача понятная, т. к. я сам долго и безуспешно плутал в своём фотоархиве, не в силах понять, где это и что я такое наснимал.
На схеме показаны следующие основные зоны:
А. Базилика.
B. Кладбище Авелли (по названию прилегающей с востока улицы).
C. Монастырь мёртвых (дальше буду называть, как в итальянском путеводителе — «Обитель мёртвых»).
D. Зелёный монастырь (у меня будут названия Зелёный клуатр, Музей).
E. Большой монастырь (у меня — Большой клуатр).
F. Огород лазарета (для нас более привычно название Аптечный огород), но мы там не были.
Почему отказался от буквальных переводов некоторых итальянских названий на схеме? Так нет там фактически этих монастырей, вся зона Зелёного клуатра и Обители мёртвых превращена в Музей базилики, а в зданиях Большого клуатра многие существующие помещения сейчас пустуют.
Может возникнуть вопрос, зачем я всё это расписываю? А так. Я здесь в первый раз, но до меня были другие (спасибо им за содержательные отзывы), и после меня будет много других. Вот для них я и попытался сочинить эту подсказку, где и что они смогут увидеть, помимо самой базилики.
Вообще у базилики и отдельных участков окружающей территории сейчас разные хозяева, например, музей принадлежит муниципалитету, сама базилика — церковным структурам, прочие объекты — в частной собственности. Не так давно они собрались и договорились до очень важного для туристов положения, согласно которому входной билет в базилику действует также на территории музея и на других прилегающих территориях, доступных для посещения. Мы этого не знали, но подтверждаю, что действительно входные билеты открывали нам все нужные двери, нигде дополнительно ничего не требовали.
О том, что мы увидели в зоне А, я уже писал, напомню эти публикации для общей увязки материалов по Санта-Мария-Новелла:
— о базилике https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/florence/temples/2813/responses?id=9098
— о капелле Торнабуони https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/florence/temples/2813/responses?id=9134
— о других капеллах внутри базилики (там была другая схема, со своими номерами) https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/florence/temples/2813/responses?id=9960
Далее даю русскую расшифровку тех позиций приводимой ниже схемы, где мы успели побывать или хотя бы проходили рядом в этот день (включая капеллы внутри базилики).
2. Ризница.
3. Капеллина Всех Святых и колокольня.
4. Капелла Св. Михаила Архангела и Св. Диминика (капелла Гадди).
5. Капелла Св. Луки Евангелиста (капелла Гонди).
6. Большая (главная) капелла (капелла Торнабуони).
7. Капелла Св. Иоанна Евангелиста (капелла Филиппо Строцци).
8. Капелла Св. Григория Великого (капелла Барди).
9. Часовня Св. Екатерины Александрийской (капелла Ручеллаи. в которой мы не были).
10. Помещение церковного капитула, позднее получившее название Испанская капелла.
12. Часовня Благовещения.
13. Кладбище монахов.
14. Капелла Св. Джузеппе.
15. Капелла Св. Фомы Аквинского.
22. Часовня Св. Юлиана Госпитальера.
23. Часовня Святой Анны.
24. Капелла Св. Антонио Аббата. Фактически на этом же месте расположена капелла Строцци из Мантуи, вход в которую — изнутри базилики и на возвышении относительно её пола. Возможное совмещение капелл в плане обусловлено их расположением на разных уровнях.
25. Старинная трапезная (там сейчас музей базилики).
30. Западный «спящий», т. е. резервное, пустующее помещение с западной стороны Большого клуатра.
31. Северный «спящий» — то же, с северной стороны Большого клуатра.
32. Восточный «спящий» — то же, с восточной стороны Большого клуатра.
33. Проходной зал четырёх дверей.
Начнём с территории, примыкающей к базилике с западной стороны. Выход, ведущий в севро-восточный угол Зелёного клуатра, расположен слева от алтаря Св. Екатерины Сиенской с пристроенным к нему сверху органом. Здесь мы и вышли, спустившись по лестнице.