Турист Сергей Вострецов (sergvos)
Сергей Вострецов — был 23 ноября 2022 8:51
Нельзя объять необъятное. А хочется.
Фотоальбом

Испанская капелла во Флоренции

20 26

Это моя последняя публикация, относящаяся к церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Читал в одном из отзывов, что она необъятна. Согласен, но от себя добавлю, что на самом деле Санта-Мария-Новелла по богатству культурных слоёв — неисчерпаема.

Здесь я попробую познакомить коллег-туристеровцев с тем, что можно увидеть на территории, имеющей прямое отношение к Санта-Мария-Новелла, но вне стен базилики. В начале альбома приведу добытые в интернете подробную схему (с расшифровкой на итальянском) базилики Санта-Мария-Новелла и прилегающих к ней монастырей, а также их русские названия.

Интересующихся другими помещениями базилики и прилегающих территорий переадресую к интернету и первоисточникам, знающим значительно больше, чем я. В частности, информация о полиптихе в музее базилики содержится в https://artchive.ru/artists/1115~Bernardo_Daddi , детальное описание Испанской капеллы можной найти в статье «Андреа Бонайути» в Википедии и в отзыве http://vgrigoriev.ru/2021/firenze-novella8/.

Моя цель значительно скромнее: дать возможность тем, у кого достанет терпения досмотреть этот альбом, ориентироваться на громадной и запутанной территории базилики и её монастырей. Задача понятная, т. к. я сам долго и безуспешно плутал в своём фотоархиве, не в силах понять, где это и что я такое наснимал.

На схеме показаны следующие основные зоны:

А. Базилика.

B. Кладбище Авелли (по названию прилегающей с востока улицы).

C. Монастырь мёртвых (дальше буду называть, как в итальянском путеводителе — «Обитель мёртвых»).

D. Зелёный монастырь (у меня будут названия Зелёный клуатр, Музей).

E. Большой монастырь (у меня — Большой клуатр).

F. Огород лазарета (для нас более привычно название Аптечный огород), но мы там не были.

Почему отказался от буквальных переводов некоторых итальянских названий на схеме? Так нет там фактически этих монастырей, вся зона Зелёного клуатра и Обители мёртвых превращена в Музей базилики, а в зданиях Большого клуатра многие существующие помещения сейчас пустуют.

Может возникнуть вопрос, зачем я всё это расписываю? А так. Я здесь в первый раз, но до меня были другие (спасибо им за содержательные отзывы), и после меня будет много других. Вот для них я и попытался сочинить эту подсказку, где и что они смогут увидеть, помимо самой базилики.

Вообще у базилики и отдельных участков окружающей территории сейчас разные хозяева, например, музей принадлежит муниципалитету, сама базилика — церковным структурам, прочие объекты — в частной собственности. Не так давно они собрались и договорились до очень важного для туристов положения, согласно которому входной билет в базилику действует также на территории музея и на других прилегающих территориях, доступных для посещения. Мы этого не знали, но подтверждаю, что действительно входные билеты открывали нам все нужные двери, нигде дополнительно ничего не требовали.

О том, что мы увидели в зоне А, я уже писал, напомню эти публикации для общей увязки материалов по Санта-Мария-Новелла:

— о базилике https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/florence/temples/2813/responses?id=9098

— о капелле Торнабуони https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/florence/temples/2813/responses?id=9134

— о других капеллах внутри базилики (там была другая схема, со своими номерами) https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/florence/temples/2813/responses?id=9960

Далее даю русскую расшифровку тех позиций приводимой ниже схемы, где мы успели побывать или хотя бы проходили рядом в этот день (включая капеллы внутри базилики).

2. Ризница.

3. Капеллина Всех Святых и колокольня.

4. Капелла Св. Михаила Архангела и Св. Диминика (капелла Гадди).

5. Капелла Св. Луки Евангелиста (капелла Гонди).

6. Большая (главная) капелла (капелла Торнабуони).

7. Капелла Св. Иоанна Евангелиста (капелла Филиппо Строцци).

8. Капелла Св. Григория Великого (капелла Барди).

9. Часовня Св. Екатерины Александрийской (капелла Ручеллаи. в которой мы не были).

10. Помещение церковного капитула, позднее получившее название Испанская капелла.

12. Часовня Благовещения.

13. Кладбище монахов.

14. Капелла Св. Джузеппе.

15. Капелла Св. Фомы Аквинского.

22. Часовня Св. Юлиана Госпитальера.

23. Часовня Святой Анны.

24. Капелла Св. Антонио Аббата. Фактически на этом же месте расположена капелла Строцци из Мантуи, вход в которую — изнутри базилики и на возвышении относительно её пола. Возможное совмещение капелл в плане обусловлено их расположением на разных уровнях.

25. Старинная трапезная (там сейчас музей базилики).

30. Западный «спящий», т. е. резервное, пустующее помещение с западной стороны Большого клуатра.

31. Северный «спящий» — то же, с северной стороны Большого клуатра.

32. Восточный «спящий» — то же, с восточной стороны Большого клуатра.

33. Проходной зал четырёх дверей.

Начнём с территории, примыкающей к базилике с западной стороны. Выход, ведущий в севро-восточный угол Зелёного клуатра, расположен слева от алтаря Св. Екатерины Сиенской с пристроенным к нему сверху органом. Здесь мы и вышли, спустившись по лестнице.

Схема базилики Санта-Мария-Новелла с прилегающими территориями, Флоренция. Из интернета
Схема базилики Санта-Мария-Новелла с прилегающими территориями, Флоренция. Из интернета
Расшифровка зон и помещений (к схеме) на итальянском языке. Из интернета
Расшифровка зон и помещений (к схеме) на итальянском языке. Из интернета
Выход в Зелёный клуатр находится слева от алтаря Св. Екатерины Сиенской.
Выход в Зелёный клуатр находится слева от алтаря Св. Екатерины Сиенской.
Под лестницей афишная тумба, в нижней части которой написано, что это уже музей, а стрелка справа показывает, где выход на улицу.
Под лестницей афишная тумба, в нижней части которой написано, что это уже музей, а стрелка справа показывает, где выход на улицу.
Зелёный клуатр окружён по периметру колоннадой с аркадой. Сквозь восточную сторону аркады на юге виден выход на улицу. Но мы туда не пойдём, пока не надо.
Зелёный клуатр окружён по периметру колоннадой с аркадой. Сквозь восточную сторону аркады на юге виден выход на улицу. Но мы туда не пойдём, пока не надо.
Мы идём в противоположную сторону, в северном направлении, переходя из Зелёного клуатра в Обитель мёртвых (из зоны D в зону С по схеме). Весь коридор заполнен старыми захоронениями знатных флорентийцев, датируемыми в основном XIV-XIX вв. Сверху можно заметить скульптурные изображения гербов наиболее знатных семейств.
Мы идём в противоположную сторону, в северном направлении, переходя из Зелёного клуатра в Обитель мёртвых (из зоны D в зону С по схеме). Весь коридор заполнен старыми захоронениями знатных флорентийцев, датируемыми в основном XIV-XIX вв. Сверху можно заметить скульптурные изображения гербов наиболее знатных семейств.
Слева от коридора расположена часовня Благовещения Пресвятой Богородицы (№ 12 на схеме). Считается, что сохранившиеся в часовне фрески были написаны Андреа Орканья в 1340-1347. Слева «Рождение Иисуса», справа – «Распятие». Общее оформление часовни было заказано вдовой Филиппо Строцци (1428-1491), т.е. через полтора века после написания фресок.
Слева от коридора расположена часовня Благовещения Пресвятой Богородицы (№ 12 на схеме). Считается, что сохранившиеся в часовне фрески были написаны Андреа Орканья в 1340-1347. Слева «Рождение Иисуса», справа – «Распятие». Общее оформление часовни было заказано вдовой Филиппо Строцци (1428-1491), т.е. через полтора века после написания фресок.
За клуатром с северной стороны дворика Обители мёртвых располагаются часовни Св. Джузеппе (№ 14 на схеме) и Св. Фомы Аквинского (№ 15), куда мы не заходим.
За клуатром с северной стороны дворика Обители мёртвых располагаются часовни Св. Джузеппе (№ 14 на схеме) и Св. Фомы Аквинского (№ 15), куда мы не заходим.
В центре дворика зеленеют два холмика: здесь когда-то существовало кладбище монахов (№ 13 по схеме). За ним, на западной стороне дворика, заметна небольшая часовня.
В центре дворика зеленеют два холмика: здесь когда-то существовало кладбище монахов (№ 13 по схеме). За ним, на западной стороне дворика, заметна небольшая часовня.
Часовня украшена майоликой работы Джованни делла Роббиа (1469-1529). Интересно, что ни на одном сайте, где представлены многочисленные майоликовые произведения семьи Роббиа, именно эту картину я не встретил, хотя видел немало подобных наружных алтарей работы именно Джованни делла Робиа. Так что её название и год создания остались неизвестны. На фото видна также защитная полимерная сетка, установленная, как мне кажется, относительно недавно.
Часовня украшена майоликой работы Джованни делла Роббиа (1469-1529). Интересно, что ни на одном сайте, где представлены многочисленные майоликовые произведения семьи Роббиа, именно эту картину я не встретил, хотя видел немало подобных наружных алтарей работы именно Джованни делла Робиа. Так что её название и год создания остались неизвестны. На фото видна также защитная полимерная сетка, установленная, как мне кажется, относительно недавно.
Часовня Св. Юлиана Странноприимца (№ 22 на схеме) расположена на продолжении коридора, соединяющего Зелёный клуатр с Обителью мёртвых. Часовня также заполнена захоронениями. На потолке заметны пятна от протечки крыши, своды местами обваливаются. Читал, что Зелёный и Большой клуатры, а также Обитель мёртвых были реконструированы в первой половине 1960-х, но сразу после этого подверглись разрушительному воздействию сильнейшего наводнения 1966 г. Это так, только и после того наводнения минуло уже 55 лет…
Часовня Св. Юлиана Странноприимца (№ 22 на схеме) расположена на продолжении коридора, соединяющего Зелёный клуатр с Обителью мёртвых. Часовня также заполнена захоронениями. На потолке заметны пятна от протечки крыши, своды местами обваливаются. Читал, что Зелёный и Большой клуатры, а также Обитель мёртвых были реконструированы в первой половине 1960-х, но сразу после этого подверглись разрушительному воздействию сильнейшего наводнения 1966 г. Это так, только и после того наводнения минуло уже 55 лет…
Среди многих захоронений в часовне Св. Юлиана невольно запечатлел этот барельеф. Девушка на нём всё так же юна и прекрасна, как и более шести веков назад. Сошлись воедино коварная быстротечность времени и вечность прекрасного в бытии.
Среди многих захоронений в часовне Св. Юлиана невольно запечатлел этот барельеф. Девушка на нём всё так же юна и прекрасна, как и более шести веков назад. Сошлись воедино коварная быстротечность времени и вечность прекрасного в бытии.
Выходим из Обители мёртвых в Зелёный клуатр тем же коридором, как и зашли
Выходим из Обители мёртвых в Зелёный клуатр тем же коридором, как и зашли
Повернув на выходе в Зелёный клуатр направо, минуем Испанскую капеллу (№ 10 на схеме). Конечно же, мы её посетили… но об этом потом.
Повернув на выходе в Зелёный клуатр направо, минуем Испанскую капеллу (№ 10 на схеме). Конечно же, мы её посетили… но об этом потом.
А пока, проскочив мимо Испанской капеллы, через небольшую проходную комнату (№ 33 на схеме) выходим в Большой клуатр. Здесь как-то особенно чувствуется смена погоды. С утра было ясно, радовало солнышко, и вот…
А пока, проскочив мимо Испанской капеллы, через небольшую проходную комнату (№ 33 на схеме) выходим в Большой клуатр. Здесь как-то особенно чувствуется смена погоды. С утра было ясно, радовало солнышко, и вот…
Кому сейчас принадлежит Большой клуатр – не знаю, но предполагаю, что не музею базилики: не увидел здесь ни одного стенда музея. На стенах галерей клуатра заметны многочисленные фрески. но они, в основном, неважного качества, к тому же и сохранность их «оставляет желать». Даже на моём фото это чувствуется.
Кому сейчас принадлежит Большой клуатр – не знаю, но предполагаю, что не музею базилики: не увидел здесь ни одного стенда музея. На стенах галерей клуатра заметны многочисленные фрески. но они, в основном, неважного качества, к тому же и сохранность их «оставляет желать». Даже на моём фото это чувствуется.
Автор этой фрески – Лоренцо Скиорина. «Битва между католиками и еретиками во времена св. мученика Петра» (должно быть, имеется в виду Св. Пётр Веронский, живший в XIII в.) На этой фотографии особенно заметно сильное искажение цветов. Под влиянием дневного света и перепадов температуры-влажности одни цвета выгорели, другие изменили тональность. Поэтому из многих фресок Большого клуатра (их там около 60) представлю несколько, которые хотя бы читаются более-менее нормально.
Автор этой фрески – Лоренцо Скиорина. «Битва между католиками и еретиками во времена св. мученика Петра» (должно быть, имеется в виду Св. Пётр Веронский, живший в XIII в.) На этой фотографии особенно заметно сильное искажение цветов. Под влиянием дневного света и перепадов температуры-влажности одни цвета выгорели, другие изменили тональность. Поэтому из многих фресок Большого клуатра (их там около 60) представлю несколько, которые хотя бы читаются более-менее нормально.
Санти ди Тито (1526-1603). Успение Св. Доминика (1581-1584)
Санти ди Тито (1526-1603). Успение Св. Доминика (1581-1584)
Алессандро Аллори, Джованни Мария Бустери. Перенесение тела Христа (1581-1584). По качеству исполнения эта фреска, пожалуй, превосходит другие (увиденные мной) фрески Большого клуатра.
Алессандро Аллори, Джованни Мария Бустери. Перенесение тела Христа (1581-1584). По качеству исполнения эта фреска, пожалуй, превосходит другие (увиденные мной) фрески Большого клуатра.
Козимо Гери. Демон собирается сбросить большой камень на Св. Доминика, но его защищают ангелы (1581-1584).
Козимо Гери. Демон собирается сбросить большой камень на Св. Доминика, но его защищают ангелы (1581-1584).
Каким-то образом занесло нас в пустующее резервное помещение (с итальянского буквально – «спящее») с северной стороны Большого клуатра. Пустое пространство, расчерченное колоннадой с арочными сводами и похожим на паркетный полом – впечатляет.
Каким-то образом занесло нас в пустующее резервное помещение (с итальянского буквально – «спящее») с северной стороны Большого клуатра. Пустое пространство, расчерченное колоннадой с арочными сводами и похожим на паркетный полом – впечатляет.
Другая диагональ того же Большого клуатра
Другая диагональ того же Большого клуатра
Джованни Мария Буттери (1540-1606). Св. Доминик воскрешает ребёнка (1581-1584)
Джованни Мария Буттери (1540-1606). Св. Доминик воскрешает ребёнка (1581-1584)
Этот снимок сделан с западной стороны Большого клуатра в восточном направлении. Отсюда хорошо просматривается колокольня (кампанила) собора, спроектированная фра Якопо ди Таленто. В день нашего посещения она была скрыта строительной сеткой. А сейчас мы вернёмся в Зелёный клуатр, чтобы навестить расположенный там музей базилики.
Этот снимок сделан с западной стороны Большого клуатра в восточном направлении. Отсюда хорошо просматривается колокольня (кампанила) собора, спроектированная фра Якопо ди Таленто. В день нашего посещения она была скрыта строительной сеткой. А сейчас мы вернёмся в Зелёный клуатр, чтобы навестить расположенный там музей базилики.
Собственно музей церкви Санта-Мария-Новелла размещается в южной части Зелёного клуатра, в трапезной бывшего монастыря (№ 25 на схеме). Честно говоря, сам музей нас не очень заинтересовал, какой-то он пустоватый и нежилой. Но кое-какие эспонаты, скорее художественного свойства, там всё же есть.
Собственно музей церкви Санта-Мария-Новелла размещается в южной части Зелёного клуатра, в трапезной бывшего монастыря (№ 25 на схеме). Честно говоря, сам музей нас не очень заинтересовал, какой-то он пустоватый и нежилой. Но кое-какие эспонаты, скорее художественного свойства, там всё же есть.
Основной интерес вызывают работы Паоло Уччелло (1397-1475), которые здесь представлены несколькими диптихами в виде отреставрированных фресок в люнетах. Нижняя часть каждого диптиха – это перенесённые из Зелёного клуатра остатки существовавших там фресок на библейские темы, верхняя часть написана Паоло Уччелло, причём его тема может не вполне совпадать с первоисточником. Здесь, например, внизу – райский сад, искушение Евы, первородный грех; вверху – сотворение животных и Адама. Начало 1430-х гг.
Основной интерес вызывают работы Паоло Уччелло (1397-1475), которые здесь представлены несколькими диптихами в виде отреставрированных фресок в люнетах. Нижняя часть каждого диптиха – это перенесённые из Зелёного клуатра остатки существовавших там фресок на библейские темы, верхняя часть написана Паоло Уччелло, причём его тема может не вполне совпадать с первоисточником. Здесь, например, внизу – райский сад, искушение Евы, первородный грех; вверху – сотворение животных и Адама. Начало 1430-х гг.
Внизу оригинал: жертва Каина и Авеля; Каин убивает Авеля. Вверху работа Паоло Уччелло: изгнание из земного рая; работа прародителей.
Внизу оригинал: жертва Каина и Авеля; Каин убивает Авеля. Вверху работа Паоло Уччелло: изгнание из земного рая; работа прародителей.
Здесь внизу - оригинал: выход из ковчега и опьянение Ноя. Вверху - Паоло Уччелло: всемирный потоп и спад воды. Другие картинки из этого ряда не стану приводить, и так достаточно.
Здесь внизу - оригинал: выход из ковчега и опьянение Ноя. Вверху - Паоло Уччелло: всемирный потоп и спад воды. Другие картинки из этого ряда не стану приводить, и так достаточно.
Из этой сложной многофигурной композиции расшифровать удалось только нижний полиптих, который может существовать самостоятельно. Полиптих был перемещён в трапезную из Испанской капеллы в 1731 г. Автор Бернардо Дадди, ученик Джотто. По информации портала, ссылка на который дана во вступлении, это «полиптих «Мадонна с младенцем на троне, св. Петр, Иоанн Евангелист, Иоанн Креститель и св. Матфей», 1344, Флоренция, ц. Санта-Мария Новелла». Но даже на этом сайте нет художественно выразительного изображения полиптиха, другие же о нём совсем умалчивают. У меня это изображение из-за каких-то отсветов совсем почти не получилось, а жаль. Что и говорить, умеет музей Санта-Мария-Новелла хранить свои тайны – про верхнюю часть композиции я совсем ничего не нашёл. Вижу только некий повтор нижнего полиптиха, а вокруг какая-то вакханалия – совсем ничего не понятно.
Из этой сложной многофигурной композиции расшифровать удалось только нижний полиптих, который может существовать самостоятельно. Полиптих был перемещён в трапезную из Испанской капеллы в 1731 г. Автор Бернардо Дадди, ученик Джотто. По информации портала, ссылка на который дана во вступлении, это «полиптих «Мадонна с младенцем на троне, св. Петр, Иоанн Евангелист, Иоанн Креститель и св. Матфей», 1344, Флоренция, ц. Санта-Мария Новелла». Но даже на этом сайте нет художественно выразительного изображения полиптиха, другие же о нём совсем умалчивают. У меня это изображение из-за каких-то отсветов совсем почти не получилось, а жаль. Что и говорить, умеет музей Санта-Мария-Новелла хранить свои тайны – про верхнюю часть композиции я совсем ничего не нашёл. Вижу только некий повтор нижнего полиптиха, а вокруг какая-то вакханалия – совсем ничего не понятно.
Вернёмся ко входу в Испанскую капеллу (№ 10 на схеме). Прежде чем войти внутрь, вспомним вкратце историю этого удивительного помещения.
Помещение капеллы было построено в 1350 году при главной доминиканской святыне во Флоренции — церкви Санта-Мария-Новелла, как зал доминиканского капитула. Автором проекта считается фра Якопо ди Таленто. Иконописную программу росписей зала продумал Фра Джакопо Пассаванти, учёный-теолог, публициста и проповедник, который не дожил до начала работ. Вазари в своих исторических очерках в 1568 году приписывал создание этих фресок Таддео Гадди. В дальнейшем учёные считали, что их автором был Андреа Орканья. Однако в 1916 году итальянский исследователь Инноченцо Тауризано опубликовал обнаруженный им в архиве текст договора от 30 декабря 1365 года, согласно которому художник Андреа Бонайути (ок. 1325-1379) должен был выполнить роспись зала капитула в течение двух лет. Фактически все работы были выполнены в 1366-1367 гг. «Испанской капеллой» зал капитула стал называться только два века спустя, в 1566 году, когда великий герцог Козимо I Медичи женился на испанке Элеоноре Толедской. Доминиканцы в знак уважения выделили это помещение для совершения богослужений испанской общине.
Вернёмся ко входу в Испанскую капеллу (№ 10 на схеме). Прежде чем войти внутрь, вспомним вкратце историю этого удивительного помещения. Помещение капеллы было построено в 1350 году при главной доминиканской святыне во Флоренции — церкви Санта-Мария-Новелла, как зал доминиканского капитула. Автором проекта считается фра Якопо ди Таленто. Иконописную программу росписей зала продумал Фра Джакопо Пассаванти, учёный-теолог, публициста и проповедник, который не дожил до начала работ. Вазари в своих исторических очерках в 1568 году приписывал создание этих фресок Таддео Гадди. В дальнейшем учёные считали, что их автором был Андреа Орканья. Однако в 1916 году итальянский исследователь Инноченцо Тауризано опубликовал обнаруженный им в архиве текст договора от 30 декабря 1365 года, согласно которому художник Андреа Бонайути (ок. 1325-1379) должен был выполнить роспись зала капитула в течение двух лет. Фактически все работы были выполнены в 1366-1367 гг. «Испанской капеллой» зал капитула стал называться только два века спустя, в 1566 году, когда великий герцог Козимо I Медичи женился на испанке Элеоноре Толедской. Доминиканцы в знак уважения выделили это помещение для совершения богослужений испанской общине.
Входим в капеллу и, конечно, сразу обратили внимание, что она вся – от пола до потолка – расписана. Это фрески Андреа Бонайуто, который при их написании придерживался идейной основы Фра Джакопо Пассаванти, в особенности его сочинения «Зерцало истинного покаяния». Признаюсь, охватить целиком и чётко эти огромные росписи моя любительская камера была не в состоянии, а снимать отдельные фрагменты, не понимая, что на них – я тоже не мог, на это не хватило бы целого дня. Так что – извините: как получилось. То, что на этой фотографии – роспись левой стены, плавно переходящая в роспись потолочного свода.
Входим в капеллу и, конечно, сразу обратили внимание, что она вся – от пола до потолка – расписана. Это фрески Андреа Бонайуто, который при их написании придерживался идейной основы Фра Джакопо Пассаванти, в особенности его сочинения «Зерцало истинного покаяния». Признаюсь, охватить целиком и чётко эти огромные росписи моя любительская камера была не в состоянии, а снимать отдельные фрагменты, не понимая, что на них – я тоже не мог, на это не хватило бы целого дня. Так что – извините: как получилось. То, что на этой фотографии – роспись левой стены, плавно переходящая в роспись потолочного свода.
На росписи собственно стены действующие лица видны немного лучше. В целом это достаточно типичное для того времени изображение, подобные можно встретить и в других итальянских церквях. Здесь фреска называется «Апофеоз Фомы Аквинского». Не буду раскрывать детали изображения, интересующихся (так же, как и по другим фрескам Испанской капеллы) переадресую к статье «Андреа Бонайути» в Википедии.
На росписи собственно стены действующие лица видны немного лучше. В целом это достаточно типичное для того времени изображение, подобные можно встретить и в других итальянских церквях. Здесь фреска называется «Апофеоз Фомы Аквинского». Не буду раскрывать детали изображения, интересующихся (так же, как и по другим фрескам Испанской капеллы) переадресую к статье «Андреа Бонайути» в Википедии.
А это – фотография правой стены капеллы, захватывающая также и её свод.
А это – фотография правой стены капеллы, захватывающая также и её свод.
Здесь – нижняя часть предыдущей картинки, т.е. роспись самой правой стены. Многофигурная и многозначная композиция, которой исследователи так и не смогли дать однозначное название. В русскоязычной литературе закрепилось название «Триумф церкви». Возможно, точнее было бы (в подражание Вазари) название «Триумф доминиканского ордена». Символом этого церковного ордена были «псы господни», и посмотрите, сколько их на этой фреске! Опять же, не буду описывать детали этого сложного изображения, но отмечу некоторые особенности. В левой части изображён узнаваемый силуэт флорентийского Дуомо, который в годы создания фрески ещё только строился, и у него не было купола. Андреа Бонайути мог позволить себе такую вольность, т.к. он в 1366-1367 гг. входил в состав комиссии по строительству собора. Другая особенность фрески заключается в том, что в левом нижнем углу, перед собором, на троне восседают папа, кардинал и епископ, а также император, король и граф. Ниже них располагаются банкир, торговец, учёный, художник, женщина и представители более низких слоёв общества. Исследователи утверждают, что все перечисленные фигуры имеют конкретные исторические прототипы, и называют при этом конкретных лиц. Не буду их оспаривать, но отмечу, что эта фреска была написана на 120 лет раньше, чем знаменитые фрески Гирландайо в капелле Торнабуони. Видимо, стремление к изображению в традиционных религиозных сюжетах живых лиц своих современников было вообще характерной чертой флорентийской живописи даже раннего Возрождения.
Здесь – нижняя часть предыдущей картинки, т.е. роспись самой правой стены. Многофигурная и многозначная композиция, которой исследователи так и не смогли дать однозначное название. В русскоязычной литературе закрепилось название «Триумф церкви». Возможно, точнее было бы (в подражание Вазари) название «Триумф доминиканского ордена». Символом этого церковного ордена были «псы господни», и посмотрите, сколько их на этой фреске! Опять же, не буду описывать детали этого сложного изображения, но отмечу некоторые особенности. В левой части изображён узнаваемый силуэт флорентийского Дуомо, который в годы создания фрески ещё только строился, и у него не было купола. Андреа Бонайути мог позволить себе такую вольность, т.к. он в 1366-1367 гг. входил в состав комиссии по строительству собора. Другая особенность фрески заключается в том, что в левом нижнем углу, перед собором, на троне восседают папа, кардинал и епископ, а также император, король и граф. Ниже них располагаются банкир, торговец, учёный, художник, женщина и представители более низких слоёв общества. Исследователи утверждают, что все перечисленные фигуры имеют конкретные исторические прототипы, и называют при этом конкретных лиц. Не буду их оспаривать, но отмечу, что эта фреска была написана на 120 лет раньше, чем знаменитые фрески Гирландайо в капелле Торнабуони. Видимо, стремление к изображению в традиционных религиозных сюжетах живых лиц своих современников было вообще характерной чертой флорентийской живописи даже раннего Возрождения.
Выше в изображениях левой и правой сторон Испанской капеллы были показаны фрагменты росписи арочных сводов капеллы. На этом фото арочные своды показаны целиком. Они расписаны композициями «Троица» (или "Пятидесятница"), «Воскресение Христово», «Вознесение». Изображено также спасение Христосом застигнутого бурей корабля апостолов и тонущего Петра — образ, который с раннехристианских времён считался символом миссии церкви, спасающей всё человечество.
Выше в изображениях левой и правой сторон Испанской капеллы были показаны фрагменты росписи арочных сводов капеллы. На этом фото арочные своды показаны целиком. Они расписаны композициями «Троица» (или "Пятидесятница"), «Воскресение Христово», «Вознесение». Изображено также спасение Христосом застигнутого бурей корабля апостолов и тонущего Петра — образ, который с раннехристианских времён считался символом миссии церкви, спасающей всё человечество.
На северной, центральной стене капеллы, с учётом расположения здесь архитектурной ниши, Андреа Бонайути изобразил три сюжета из страстного цикла: «Путь на Голгофу» (слева внизу), «Распятие» (вверху) и «Сошествие во ад» (справа внизу). При ближайшем рассмотрении деталей этой фрески можно рассмотреть немало интересного. Например, в некоторых отзывах читал, что здесь «у лошадей такие добрые и умные лица». Пожалуй, бесконфликтность, доброта – вообще отличительные характеристики художника во фресках Испанской капеллы.
На северной, центральной стене капеллы, с учётом расположения здесь архитектурной ниши, Андреа Бонайути изобразил три сюжета из страстного цикла: «Путь на Голгофу» (слева внизу), «Распятие» (вверху) и «Сошествие во ад» (справа внизу). При ближайшем рассмотрении деталей этой фрески можно рассмотреть немало интересного. Например, в некоторых отзывах читал, что здесь «у лошадей такие добрые и умные лица». Пожалуй, бесконфликтность, доброта – вообще отличительные характеристики художника во фресках Испанской капеллы.
Заполнение архитектурной ниши в капелле относится к периоду, когда зал капитула был передан испанской колонии. Часовня была расписана в 1592 г. по заказу испанцев, которые посвятили её св. апостолу Иакову, покровителю Испании. В центре свода часовни установлен рельефный герб Испании. Алтарный образ на задней стене, написанный Алессандро Аллори в 1592 г., представляет св. Иакова. Фрески на стенах ниши, изображающие испанских святых со сценами из их жизни, также написаны Алессандро Аллори и его помощниками. Мраморное распятие на алтаре было изготовлено скульптором Доменико Пиератти в первой половине XVII в., но установлено в нише Испанской капеллы только в 1731 г. Изначально на этом месте находился полиптих Бернардо Дадди, ныне выставленный в музее базилики и упоминавшийся выше.
Заполнение архитектурной ниши в капелле относится к периоду, когда зал капитула был передан испанской колонии. Часовня была расписана в 1592 г. по заказу испанцев, которые посвятили её св. апостолу Иакову, покровителю Испании. В центре свода часовни установлен рельефный герб Испании. Алтарный образ на задней стене, написанный Алессандро Аллори в 1592 г., представляет св. Иакова. Фрески на стенах ниши, изображающие испанских святых со сценами из их жизни, также написаны Алессандро Аллори и его помощниками. Мраморное распятие на алтаре было изготовлено скульптором Доменико Пиератти в первой половине XVII в., но установлено в нише Испанской капеллы только в 1731 г. Изначально на этом месте находился полиптих Бернардо Дадди, ныне выставленный в музее базилики и упоминавшийся выше.
По оси Испанской капеллы, от входа до ниши с распятием протянулись мраморные надгробные плиты. Испано-флорентийские гранды, должно быть, были не бедны и не скупились на свои надгробия. Вот один из них: скончался в 1578 г., вскоре после признания этой капеллы в качестве испанской.
По оси Испанской капеллы, от входа до ниши с распятием протянулись мраморные надгробные плиты. Испано-флорентийские гранды, должно быть, были не бедны и не скупились на свои надгробия. Вот один из них: скончался в 1578 г., вскоре после признания этой капеллы в качестве испанской.
Тот, кто лежит под этой плитой у ступеней алтаря, скончался, если не ошибаюсь, 23 марта 1584 г.
Тот, кто лежит под этой плитой у ступеней алтаря, скончался, если не ошибаюсь, 23 марта 1584 г.
Фрески на южной стене капеллы представляют сцены из жизни св. мученика Петра. Пётр Веронский, вступивший в орден доминиканцев в 1221 г., когда был жив его основатель, отличился своей самоотверженной проповедью против распространения ереси катаров. Его проповеди завершились мученической смертью, когда еретики-катары убили святого в лесах близ Милана. На этом фото слева от входной двери виден фрагмент фрески «Поклонение гробнице св. Петра в церкви св. Евсторджо в Милане», справа – фреска «Исцеление парализованной Агаты (посмертное чудо)». Здесь же хорошо просматривается ажурная вязь решёток на окнах и двери.
Фрески на южной стене капеллы представляют сцены из жизни св. мученика Петра. Пётр Веронский, вступивший в орден доминиканцев в 1221 г., когда был жив его основатель, отличился своей самоотверженной проповедью против распространения ереси катаров. Его проповеди завершились мученической смертью, когда еретики-катары убили святого в лесах близ Милана. На этом фото слева от входной двери виден фрагмент фрески «Поклонение гробнице св. Петра в церкви св. Евсторджо в Милане», справа – фреска «Исцеление парализованной Агаты (посмертное чудо)». Здесь же хорошо просматривается ажурная вязь решёток на окнах и двери.
Та же решётка на окне Испанской капеллы снаружи. Витые колонны, поддерживающие своды окна, фигура льва в основании…
Та же решётка на окне Испанской капеллы снаружи. Витые колонны, поддерживающие своды окна, фигура льва в основании…

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому