Турист Сергей Вострецов (sergvos)
Сергей Вострецов — был 23 ноября 2022 8:51
Нельзя объять необъятное. А хочется.
Фотоальбом

Уральский коэффициент

О выставке группы современных пермских художников «Уральский коэффициент» в Центральном выставочном зале (ЦВЗ) Перми узнал случайно и посетил её за день до закрытия, 2 октября 2021 г. Анонс выставки снаружи от входа в ЦВЗ я, по дурной привычке, не заснял, расскажу о нём позднее в комментарии к одной из картин.

В анонсе и в приведённом ниже манифесте авторов выставочного проекта приводятся четыре фамилии участников, среди них Андрей Блажнов (видеоарт). Скажу сразу, что в видеокомнате, куда я заглянул, было три больших экрана, но в тот момент все они изображали снегопад в лесу, а больше ничего не происходило. И на эту тему мне нечего сказать или показать.

Относительно остальных участников — художников, позволил себе несколько вольностей по размещению их работ. В отличие от мнения самих художников, разместил их работы в своём альбоме, придерживаясь простейшей систематизации: по авторам, с соблюдением хронологии работ, которая, впрочем, и так не слишком велика: с 2014 по 2021 год. В алфавитном порядке авторы у меня расположились так: Александр Греков, Максим Каёткин, Сергей Казаков-Подкин.

Вынужден отметить некоторые особенности экспозиции, повлиявшие на качество как восприятия картин на выставке, так и фоторепродукций с них.

Безусловно положительной стороной выставки является отсутствие рам и остекления всех выставленных полотен. Благодаря этому нет бликов и отражений, что значительно облегчает рассматривание и изучение картин.

Однако сильный концентрированный свет точечных светильников никак не способствовал равномерному освещению полотен, приводя к пересвечиванию одних областей (обычно в центре и вверху) и недосвету других (по краям и внизу). Эта особенность будет заметна на некоторых общих видах залов. Выровнять освещённость при помощи простейшего фоторедактора удалось далеко не всегда и не в полной мере, и на большинстве фоторепродукций это ощущается.

Другая проблема заключается в исключительно низком качестве этикеток к картинам. Небольшие по размеру, с малоконтрастным шрифтом и размещённые часто в затенённой части снизу от картин — они только в половине случаев позволяли получить минимум необходимой информации о картине: автор, название, год создания. Как я ни крутился в попытках снять их поближе и крупнее — увы, во многих случаях невозможно оказалось разобрать название и год. Спросил у одного из авторов: зачем так делать? — получил ответ: а кто их читает? — и понял: это только я, как последний придурок, пытаюсь их все прочитать, а другим без разницы? — но тогда, ребята, как бы и творчество ваше не стало им фиолетово.

По этим причинам некоторые работы у меня в альбоме совсем не представлены, у других название или год создания указаны со знаком вопроса. Изображения некоторых картин, где этикетки хорошо приклеены к стене и размещены относительно удачно, т. е. не в тени, даю вместе с этикетками.

В целом у меня осталось хорошее «послевкусие» от этой выставки, от ощущения осторожного оптимизма авторов выставочного проекта. Думаю, что это своеобразный рассказ о пережитом этапе, когда настала пора «остановиться, оглянуться». Только стоит помнить: нельзя идти вперёд с постоянно повёрнутой назад головой.

Небольшая передняя перед входом в главный зал. Здесь на стенах тоже представлено некоторое количество выставочных экспонатов. На простенке слева виден отпечатанный на принтере манифест выставочного проекта «Уральский коэффициент».
Небольшая передняя перед входом в главный зал. Здесь на стенах тоже представлено некоторое количество выставочных экспонатов. На простенке слева виден отпечатанный на принтере манифест выставочного проекта «Уральский коэффициент».
Манифест художников – участников выставки «Уральский коэффициент». Уважая коллективное мнение авторов, тем не менее позволю себе высказать личное мнение относительно некоторых представленных полотен.
Манифест художников – участников выставки «Уральский коэффициент». Уважая коллективное мнение авторов, тем не менее позволю себе высказать личное мнение относительно некоторых представленных полотен.
Общий вид главного зала ЦВЗ с экспонатами выставки «Уральский коэффициент». Направо – вход в «лофт-зал», в конце виден вход в малый зал, на дальней стене которого заметны некоторые картины Максима Каёткина.
Общий вид главного зала ЦВЗ с экспонатами выставки «Уральский коэффициент». Направо – вход в «лофт-зал», в конце виден вход в малый зал, на дальней стене которого заметны некоторые картины Максима Каёткина.
Александр Греков. Крепость. 2016. Фактурная поверхность стены кажется естественным расширением зоны самой картины
Александр Греков. Крепость. 2016. Фактурная поверхность стены кажется естественным расширением зоны самой картины
Александр Греков. Вверх. 2016. Вспомнилось почему-то выражение «вверх по лестнице, ведущей вниз». Метафора памятных нам 90-х гг.
Александр Греков. Вверх. 2016. Вспомнилось почему-то выражение «вверх по лестнице, ведущей вниз». Метафора памятных нам 90-х гг.
Александр Греков. Частная собственность. 2018. У внешнего входа в ЦВЗ есть общий анонс выставки, представляющий собой фрагмент этой картины с датами работы выставки (4 сентября – 3 октября 2021), уточнением её профиля (живопись, видеоарт) и фамилиями пермских художников – участников проекта. Все надписи стилизованы под машинописный текст. Даю здесь подробное описание, т.к. забыл сфоткать эту картинку, а в интернете ничего не нашёл, поскольку выставка уже закончилась. Упс.
Александр Греков. Частная собственность. 2018. У внешнего входа в ЦВЗ есть общий анонс выставки, представляющий собой фрагмент этой картины с датами работы выставки (4 сентября – 3 октября 2021), уточнением её профиля (живопись, видеоарт) и фамилиями пермских художников – участников проекта. Все надписи стилизованы под машинописный текст. Даю здесь подробное описание, т.к. забыл сфоткать эту картинку, а в интернете ничего не нашёл, поскольку выставка уже закончилась. Упс.
Александр Греков. Частная собственность. 2018. На выставке несколько работ А. Грекова с таким названием. На них, как мне показалось, изображены фрагменты бывших мощных советских предприятий, остатки которых после приватизации и перевода их в частную собственность превратились в такие грустные останки.
Александр Греков. Частная собственность. 2018. На выставке несколько работ А. Грекова с таким названием. На них, как мне показалось, изображены фрагменты бывших мощных советских предприятий, остатки которых после приватизации и перевода их в частную собственность превратились в такие грустные останки.
Александр Греков. Частная собственность. 2018 (?)
Александр Греков. Частная собственность. 2018 (?)
Александр Греков. Частная собственность. 2018
Александр Греков. Частная собственность. 2018
Александр Греков. Где-то в окрестностях родины. 2018
Александр Греков. Где-то в окрестностях родины. 2018
Александр Греков. Предсказание. 2019. Тема «жёсткой ностальгии» по выброшенной на обочину былой мощи продолжена. Смысл этой картины я воспринимаю, как аллегорию полной неспособности дорвавшихся до власти «мечтателей-реформаторов» потушить любой пожар.
Александр Греков. Предсказание. 2019. Тема «жёсткой ностальгии» по выброшенной на обочину былой мощи продолжена. Смысл этой картины я воспринимаю, как аллегорию полной неспособности дорвавшихся до власти «мечтателей-реформаторов» потушить любой пожар.
Александр Греков. В глуши сна. 2019
Александр Греков. В глуши сна. 2019
Александр Греков. Разрез. 2021. Более современные картины художника обращены, возможно, к ещё более давним временам, но в них ощутимо желание показать не результаты распада ушедшей эпохи, но её изначально созидательную суть.
Александр Греков. Разрез. 2021. Более современные картины художника обращены, возможно, к ещё более давним временам, но в них ощутимо желание показать не результаты распада ушедшей эпохи, но её изначально созидательную суть.
Александр Греков. Моя советская Родина. 2021. Фотокопия этой картины не вполне удалась. Всё же помещаю её здесь, т.к. считаю, что оригинал картины наиболее полно выражает кредо определённого периода творчества художника А. Грекова.
Александр Греков. Моя советская Родина. 2021. Фотокопия этой картины не вполне удалась. Всё же помещаю её здесь, т.к. считаю, что оригинал картины наиболее полно выражает кредо определённого периода творчества художника А. Грекова.
Подглядел в соседнем зале
Подглядел в соседнем зале
Этот «соседний зал» - небольшое помещение, намеренно лишённое лоска, я (про себя) обозвал «лофт-зал». Здесь особенно заметна неравномерность освещения картин. Некоторые из представленных выше полотен Александра Грекова (например, «Крепость» 2016 г.) прекрасно вписались в фактуру почти не обработанных стен лофт-зала.
Этот «соседний зал» - небольшое помещение, намеренно лишённое лоска, я (про себя) обозвал «лофт-зал». Здесь особенно заметна неравномерность освещения картин. Некоторые из представленных выше полотен Александра Грекова (например, «Крепость» 2016 г.) прекрасно вписались в фактуру почти не обработанных стен лофт-зала.
Максим Каёткин. Месторождение III. 2015. У М. Каёткина серия полотен с однотипным названием «Месторождение N». Здесь представляю только два.
Максим Каёткин. Месторождение III. 2015. У М. Каёткина серия полотен с однотипным названием «Месторождение N». Здесь представляю только два.
Максим Каёткин. Месторождение VI. 2015. Здесь, мне кажется, наиболее ёмко выражен образ бывшего, теперь затопленного карьера и человека, его создавшего.
Максим Каёткин. Месторождение VI. 2015. Здесь, мне кажется, наиболее ёмко выражен образ бывшего, теперь затопленного карьера и человека, его создавшего.
Максим Каёткин. База запаса. 2015. Ещё один «сериал» в исполнении Максима Каёткина. Я помню подобные «базы запаса» советского периода, одна такая стоянка была практически у нас в городе, недалеко от станции Пермь I. Но тогда это был «горячий резерв» - его паровозы были готовы немедленно приступить к работе в случае отключения электроэнергии в контактной сети.
Максим Каёткин. База запаса. 2015. Ещё один «сериал» в исполнении Максима Каёткина. Я помню подобные «базы запаса» советского периода, одна такая стоянка была практически у нас в городе, недалеко от станции Пермь I. Но тогда это был «горячий резерв» - его паровозы были готовы немедленно приступить к работе в случае отключения электроэнергии в контактной сети.
Максим Каёткин. База запаса 5. 2015. Потом такие «базы запаса» превратились в кладбища паровозов. Надобность в «горячем резерве» отпала, или?..
Максим Каёткин. База запаса 5. 2015. Потом такие «базы запаса» превратились в кладбища паровозов. Надобность в «горячем резерве» отпала, или?..
Максим Каёткин. Конец навигации. 2017 (?). Эту картину я обнаружил в самом тёмном углу видеозала, сфоткал на всякий случай, за точность передачи светоцветовых эффектов не ручаюсь. Интересным показалось, что художественный образ этого буксира «Озёрный» появился спустя более 60 лет после его реального появления на просторах Камского водохранилища. Тогда их было всего два и, как говорят, так и осталось два, почему-то не пошли они в серию. Жаль, потому что это тогда были единственные речные ледоколы-буксиры озёрного класса.
Максим Каёткин. Конец навигации. 2017 (?). Эту картину я обнаружил в самом тёмном углу видеозала, сфоткал на всякий случай, за точность передачи светоцветовых эффектов не ручаюсь. Интересным показалось, что художественный образ этого буксира «Озёрный» появился спустя более 60 лет после его реального появления на просторах Камского водохранилища. Тогда их было всего два и, как говорят, так и осталось два, почему-то не пошли они в серию. Жаль, потому что это тогда были единственные речные ледоколы-буксиры озёрного класса.
Максим Каёткин. Прибытие поезда. 2018 (?). Не берусь расшифровать глубинный смысл этой картины. Но вода в Каме осенней порой именно такая – плотная, тяжёлая, тёмная. И поезд на железнодорожном Камском мосту, вскоре прибывающий на станцию Пермь II, не играет здесь решающей роли.
Максим Каёткин. Прибытие поезда. 2018 (?). Не берусь расшифровать глубинный смысл этой картины. Но вода в Каме осенней порой именно такая – плотная, тяжёлая, тёмная. И поезд на железнодорожном Камском мосту, вскоре прибывающий на станцию Пермь II, не играет здесь решающей роли.
Максим Каёткин. Энергосбыт. 2018 (?)
Максим Каёткин. Энергосбыт. 2018 (?)
Максим Каёткин. Порт. 2020 (?). Бывший порт со следами всеобщей разрухи.
Максим Каёткин. Порт. 2020 (?). Бывший порт со следами всеобщей разрухи.
Максим Каёткин. Старая пристань. 2021
Максим Каёткин. Старая пристань. 2021
Максим Каёткин. Приземление-1. 2021. В диптихе «Приземление» художник показал заход на посадку ИЛ-76 с российским триколором. В первом случае заходящий на посадку борт показан «с хвоста» электрички, и мы видим как бы нормальные вагоны, готовые принять пассажиров.
Максим Каёткин. Приземление-1. 2021. В диптихе «Приземление» художник показал заход на посадку ИЛ-76 с российским триколором. В первом случае заходящий на посадку борт показан «с хвоста» электрички, и мы видим как бы нормальные вагоны, готовые принять пассажиров.
Максим Каёткин. Приземление-2. 2021. В следующем кадре та же электричка с приземляющимся самолётом показана «спереди», и мы видим вместо исправного головного вагона полную рухлядь. И слышим немой вопль несостоявшихся пассажиров: «Страна, куда катимся?»
Максим Каёткин. Приземление-2. 2021. В следующем кадре та же электричка с приземляющимся самолётом показана «спереди», и мы видим вместо исправного головного вагона полную рухлядь. И слышим немой вопль несостоявшихся пассажиров: «Страна, куда катимся?»
В малом зале ЦВЗ. Обсуждение увиденного с одним из авторов проекта.
В малом зале ЦВЗ. Обсуждение увиденного с одним из авторов проекта.
Сергей Казаков-Подкин. Батин. 2017.
Сергей Казаков-Подкин. Батин. 2017.
Сергей Казаков-Подкин. Сны. 2018. Плохо оструганный деревянный кол перед воротами как символ полной безнадёги
Сергей Казаков-Подкин. Сны. 2018. Плохо оструганный деревянный кол перед воротами как символ полной безнадёги
Сергей Казаков-Подкин. Дедушка. 2018. Самый первый «Москвич», чудом доживший до нашего времени – как напоминание о таких далёких уже послевоенных годах, наполненных созиданием
Сергей Казаков-Подкин. Дедушка. 2018. Самый первый «Москвич», чудом доживший до нашего времени – как напоминание о таких далёких уже послевоенных годах, наполненных созиданием
Сергей Казаков-Подкин. Министерство облаков. 2018.
Сергей Казаков-Подкин. Министерство облаков. 2018.
Сергей Казаков-Подкин. Жили-были. 2019. Жили-были-поживали – никому нужны не стали…
Сергей Казаков-Подкин. Жили-были. 2019. Жили-были-поживали – никому нужны не стали…
Сергей Казаков-Подкин. Пришельцы. 2019.
Сергей Казаков-Подкин. Пришельцы. 2019.
Сергей Казаков-Подкин. Ликвидаторы. 2020.
Сергей Казаков-Подкин. Ликвидаторы. 2020.
Сергей Казаков-Подкин. Ликвидаторы. 2021.
Сергей Казаков-Подкин. Ликвидаторы. 2021.
Сергей Казаков-Подкин. Отчуждение. 2021.
Сергей Казаков-Подкин. Отчуждение. 2021.
Сергей Казаков-Подкин. В саду. 2021.
Сергей Казаков-Подкин. В саду. 2021.
Сергей Казаков-Подкин. Тупик. 2021.
Сергей Казаков-Подкин. Тупик. 2021.
Сергей Казаков-Подкин. Тупик 2. 2021.
Сергей Казаков-Подкин. Тупик 2. 2021.
Сергей Казаков-Подкин. (…). 2021 (?). Картина показалась мне наиболее интересной работой этого автора, но никак не мог разобрать её название и год.
Сергей Казаков-Подкин. (…). 2021 (?). Картина показалась мне наиболее интересной работой этого автора, но никак не мог разобрать её название и год.
Сергей Казаков-Подкин. Прибыл в заданный квадрат. 2021. Гнетущая печаль
Сергей Казаков-Подкин. Прибыл в заданный квадрат. 2021. Гнетущая печаль
Сергей Казаков-Подкин. Будни. 2021. Жизнь продолжается…
Сергей Казаков-Подкин. Будни. 2021. Жизнь продолжается…
Сергей Казаков-Подкин. Ясный день. 2021. …и даже идёт вперёд
Сергей Казаков-Подкин. Ясный день. 2021. …и даже идёт вперёд
Вот и закончен осмотр. Главный зал выставки, вид в обратном направлении. Должен сказать, что выставка длилась почти месяц и постоянно пользовалась успехом у зрителей, в основном молодых. При мне там были несколько групп, некоторые с детьми.
Вот и закончен осмотр. Главный зал выставки, вид в обратном направлении. Должен сказать, что выставка длилась почти месяц и постоянно пользовалась успехом у зрителей, в основном молодых. При мне там были несколько групп, некоторые с детьми.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому