20210710_164029.jpg
Гущин Н.М. Род. 1888 г. Пейзаж. Предельно скупая информация в бирке на раме картины, даже дата не указана. Вынужден, с помощью нескольких сайтов, несколько дополнить информацию об этой картине и её авторе, нашем земляке. Николай Михайлович Гущин родился в селе Талоключинское Вятской губернии в семье сельского учителя. Вскоре родители переехали в Пермь, где Николай окончил реальное училище, проявив художественные и литературные способности. Будущий символист проявил художественный талант настолько ярко, что его картина, пейзаж, была даже куплена местным музеем. Думаю, что это и был тот самый пейзаж, который мы сейчас созерцаем, написанный в 1907 году в Перми. После Перми закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). В Москве сблизился с футуристами (В. Маяковский, Бурлюки, В Каменский). В 1917—1918 гг. преподавал живопись в Академии изящных искусств в Перми, по его проекту был сооружён памятник Борцам революции, взорванный потом колчаковцами. В 1919 через Сибирь уехал в Китай, в 1922-м переехал в Париж. С 1934 года жил в Монако. Не потеряв советского гражданства, участвовал в Международной выставке декоративных искусств в Париже 1925 года (советский павильон), где был отмечен Золотой медалью. До возвращения в СССР неизменно имел успех в художественных кругах и обществе. Состоял в экспертном совете Лувра, участвовал во многих общественных акциях. Его работы приобрели городские музеи Парижа, Гренобля, Монте-Карло, Ниццы. В период Второй мировой войны — участник Французского движения Сопротивления, награждён медалью. В 1947 году вернулся в СССР. Из-за официального запрета на место жительство в Москве и Ленинграде, выбрал Саратов, где работал реставратором в Саратовском государственном художественном музее (СГХМ) им. Радищева. Умер в Саратове 04.09.1965, похоронен там же В СГХМ сейчас находится большая часть его картин советского периода. Вот такой незаурядный автор был у одной из самых скромных картин в экспозиции Пермской галереи, не удостоившейся даже нормальной бирки с атрибуцией.
После долгого перерыва «вновь я посетил…" Пермскую государственную художественную галерею. Фотоотчёт о Пермской деревянной скульптуре был опубликован https://sergvos.tourister.ru/photoalbum/47288
Сегодня продолжим знакомиться с произведениями русского искусства. Правда, начало знакомства получается несколько необычным. Галерея пообещала Пермской епархии, которой было передано здание Спасо-Преображенского кафедрального собора, освободить это здание к 2016 году. Осенью 2015 г. организовали специальную выставку, посвящённую этому событию, но в основном — итогам более чем 80-летнего пребывания галереи в культовом здании. Выставка удалась, но галерея как была, так до сих пор и остаётся в этом здании. Причина самая банальная — переезжать некуда: ни одно из существующих зданий, которые предлагали, не подходят, а когда и где будет новое — никто не ведает (не говорят, во всяком случае).
Кое-какие результаты несостоявшегося пока переезда галереи, мне кажется, уже заметны. Выполнен внешний ремонт колокольни — одного из основных элементов собора, придающих собору и всему городу неповторимый облик. Заметно «похудели» все постоянные экспозиции галереи, а экспозиция советского периода исчезла совсем. Жаль, потому что и в этой экспозиции были настоящие шедевры, например, портреты кисти Евгения Широкова. Сужу об этом «похудении» не только потому, что сам это наблюдал совсем недавно, но и потому, как сформирован «Путеводитель» образца 2017 г., размещённый на сайте галереи, и по отзывам посетителей.
В результате внутреннего ремонта некоторых несущих стен собора, под слоем штукатурки были вскрыты фрески. Я видел только две, с изображениями митрополитов, с южной стороны здания, где расположена галерея русской живописи XVIII–XX веков. Обе фрески не очень велики, расположены довольно высоко, можно их нечаянно и пропустить. Я, к счастью, поднял голову… Не знаю, случайно или специально, но на фресках изображены первый «митрополит Киевский» и последний «митрополит Киевский и всея Руси». Их личности, впрочем, я сам определил, может быть, ошибаюсь.
После этих двух фресок, которые к деятельности галереи как будто и не имеют отношения, помещаю изображения нескольких образцов иконописи XVII–XX веков. Думаю, что они все из фондов галереи, но в день нашего посещения они были экспонатами выставки «Неземная красота». Выставка адресована детям, рассказывает, что такое икона, и показывает на примере выставленных образцов, как и что надо понимать, глядя на иконы. К сожалению, не имею возможности указать ни точную дату написания, ни автора, ни место, откуда икона поступила — не имею таких данных. Но посчитал, что значительную часть образцов этой выставки всё-таки уместно будет представить в фотоальбоме, посвящённом русской живописи.
После икон последуют несколько картин из постоянной экспозиции «Русская живопись», от портретов XVIII века до русского авангарда начала XX века. По своей устоявшейся привычке, располагаю в альбоме все картины, по возможности, в хронологической последовательности. Здесь не лишне упомянуть, что основу всей нынешней экспозиции русской живописи заложили пермяки, братья — художники Василий Петрович и Пётр Петрович Верещагины. Они подарили несколько своих картин Пермскому научно-промышленному музею, положив начало его художественному отделу, из которого и выросла потом Пермская художественная галерея.
Честно говоря, готовя эту публикацию, думал — будет всё, как обычно: какое-то количество фотографий с кратким поясняющим текстом. Увы, не получилось: за многими экспонатами, показанными здесь, скрываются удивительные тайны, о которых нужно хотя бы чуть-чуть рассказать. И конечно, не разобрался бы я со всеми хитросплетениями, если бы не помощь многочисленных сайтов вездесущего интернета. Особенно должен отметить неоценимую помощь таких сайтов, как «Гостевая книга Пермской художественной галереи» и АртПоиск.