Турист Сергей Вострецов (sergvos)
Сергей Вострецов — был 23 ноября 2022 8:51
Нельзя объять необъятное. А хочется.
Фотоальбом

Русское искусство в Пермской галерее

22 23

После долгого перерыва «вновь я посетил…" Пермскую государственную художественную галерею. Фотоотчёт о Пермской деревянной скульптуре был опубликован https://sergvos.tourister.ru/photoalbum/47288

Сегодня продолжим знакомиться с произведениями русского искусства. Правда, начало знакомства получается несколько необычным. Галерея пообещала Пермской епархии, которой было передано здание Спасо-Преображенского кафедрального собора, освободить это здание к 2016 году. Осенью 2015 г. организовали специальную выставку, посвящённую этому событию, но в основном — итогам более чем 80-летнего пребывания галереи в культовом здании. Выставка удалась, но галерея как была, так до сих пор и остаётся в этом здании. Причина самая банальная — переезжать некуда: ни одно из существующих зданий, которые предлагали, не подходят, а когда и где будет новое — никто не ведает (не говорят, во всяком случае).

Кое-какие результаты несостоявшегося пока переезда галереи, мне кажется, уже заметны. Выполнен внешний ремонт колокольни — одного из основных элементов собора, придающих собору и всему городу неповторимый облик. Заметно «похудели» все постоянные экспозиции галереи, а экспозиция советского периода исчезла совсем. Жаль, потому что и в этой экспозиции были настоящие шедевры, например, портреты кисти Евгения Широкова. Сужу об этом «похудении» не только потому, что сам это наблюдал совсем недавно, но и потому, как сформирован «Путеводитель» образца 2017 г., размещённый на сайте галереи, и по отзывам посетителей.

В результате внутреннего ремонта некоторых несущих стен собора, под слоем штукатурки были вскрыты фрески. Я видел только две, с изображениями митрополитов, с южной стороны здания, где расположена галерея русской живописи XVIII–XX веков. Обе фрески не очень велики, расположены довольно высоко, можно их нечаянно и пропустить. Я, к счастью, поднял голову… Не знаю, случайно или специально, но на фресках изображены первый «митрополит Киевский» и последний «митрополит Киевский и всея Руси». Их личности, впрочем, я сам определил, может быть, ошибаюсь.

После этих двух фресок, которые к деятельности галереи как будто и не имеют отношения, помещаю изображения нескольких образцов иконописи XVII–XX веков. Думаю, что они все из фондов галереи, но в день нашего посещения они были экспонатами выставки «Неземная красота». Выставка адресована детям, рассказывает, что такое икона, и показывает на примере выставленных образцов, как и что надо понимать, глядя на иконы. К сожалению, не имею возможности указать ни точную дату написания, ни автора, ни место, откуда икона поступила — не имею таких данных. Но посчитал, что значительную часть образцов этой выставки всё-таки уместно будет представить в фотоальбоме, посвящённом русской живописи.

После икон последуют несколько картин из постоянной экспозиции «Русская живопись», от портретов XVIII века до русского авангарда начала XX века. По своей устоявшейся привычке, располагаю в альбоме все картины, по возможности, в хронологической последовательности. Здесь не лишне упомянуть, что основу всей нынешней экспозиции русской живописи заложили пермяки, братья — художники Василий Петрович и Пётр Петрович Верещагины. Они подарили несколько своих картин Пермскому научно-промышленному музею, положив начало его художественному отделу, из которого и выросла потом Пермская художественная галерея.

Честно говоря, готовя эту публикацию, думал — будет всё, как обычно: какое-то количество фотографий с кратким поясняющим текстом. Увы, не получилось: за многими экспонатами, показанными здесь, скрываются удивительные тайны, о которых нужно хотя бы чуть-чуть рассказать. И конечно, не разобрался бы я со всеми хитросплетениями, если бы не помощь многочисленных сайтов вездесущего интернета. Особенно должен отметить неоценимую помощь таких сайтов, как «Гостевая книга Пермской художественной галереи» и АртПоиск.

Спасо-Преображенский кафедральный собор Перми, в стенах которого располагается Пермская государственная художественная галерея. Июль 2021 г.
Спасо-Преображенский кафедральный собор Перми, в стенах которого располагается Пермская государственная художественная галерея. Июль 2021 г.
Св. Михаил, митрополит Киевский. Святой Русской церкви. Согласно церковному преданию, был первым по времени митрополитом Киевским (988—991). Предположительно, родом из Болгарии или Сирии. Был послан Константинополем в 988 году для крещения сначала князя Владимира в Херсонесе, затем киевлян в Киеве.
Св. Михаил, митрополит Киевский. Святой Русской церкви. Согласно церковному преданию, был первым по времени митрополитом Киевским (988—991). Предположительно, родом из Болгарии или Сирии. Был послан Константинополем в 988 году для крещения сначала князя Владимира в Херсонесе, затем киевлян в Киеве.
Св. Иона Московский (1390-1461). Стал последним митрополитом, избранным на Соборе русских епископов в Москве и возглавлявшим с 15.12.1448 г. по 31.03.1461 г. единую Русскую церковь, последним её первоиерархом, титуловавшимся как «Митрополит Киевский и всея Руси».
Св. Иона Московский (1390-1461). Стал последним митрополитом, избранным на Соборе русских епископов в Москве и возглавлявшим с 15.12.1448 г. по 31.03.1461 г. единую Русскую церковь, последним её первоиерархом, титуловавшимся как «Митрополит Киевский и всея Руси».
Анонс выставки «Неземная красота» расположился напротив лестницы. по которой поднимаемся в галерею
Анонс выставки «Неземная красота» расположился напротив лестницы. по которой поднимаемся в галерею
Богоматерь с младенцем Христом. Мастер Григорий, 1610-е годы. Старейшая и одна из лучших икон на выставке. Входит в ряд «Строгановской иконы» XVI – первой половины XVII веков. Эта икона попала в галерею из церкви Воскресения Христова села Посад (Кишертский район). Икона изготовлена мастером Григорием по заказу Никиты Григорьевича Строганова. Скорее всего, этот иконописец работал в мастерских Строгановых, каких- то детальных сведений о нем не сохранилось. Икона «Богоматерь с Христом» интересна тщательно проработанным ликом Богоматери, который составляет центральную часть композиции. Безусловно, это одно из лучших подобных исполнений среди собрания пермских икон.
Богоматерь с младенцем Христом. Мастер Григорий, 1610-е годы. Старейшая и одна из лучших икон на выставке. Входит в ряд «Строгановской иконы» XVI – первой половины XVII веков. Эта икона попала в галерею из церкви Воскресения Христова села Посад (Кишертский район). Икона изготовлена мастером Григорием по заказу Никиты Григорьевича Строганова. Скорее всего, этот иконописец работал в мастерских Строгановых, каких- то детальных сведений о нем не сохранилось. Икона «Богоматерь с Христом» интересна тщательно проработанным ликом Богоматери, который составляет центральную часть композиции. Безусловно, это одно из лучших подобных исполнений среди собрания пермских икон.
Николай Чудотворец с житием. Неизвестный мастер, XVII век.
Николай Чудотворец с житием. Неизвестный мастер, XVII век.
Троица Ветхозаветная. Неизвестный мастер, XVII век. Троица – идея о едином Боге, который может воплощаться в трёх образах: Отца, Сына и Святого Духа.
Троица Ветхозаветная. Неизвестный мастер, XVII век. Троица – идея о едином Боге, который может воплощаться в трёх образах: Отца, Сына и Святого Духа.
Спас Нерукотворный. Неизвестный мастер, XVII век. Спас Нерукотворный – изображение Христа, которое, по представлению верующих, появилось благодаря чуду. Лик Христа отпечатался на полотенце, которым он вытерся.
Спас Нерукотворный. Неизвестный мастер, XVII век. Спас Нерукотворный – изображение Христа, которое, по представлению верующих, появилось благодаря чуду. Лик Христа отпечатался на полотенце, которым он вытерся.
Богоматерь с младенцем. Неизвестный мастер, XVII век.
Богоматерь с младенцем. Неизвестный мастер, XVII век.
Богоматерь Знамение. Неизвестный мастер, XVIII век
Богоматерь Знамение. Неизвестный мастер, XVIII век
Рождество Христово. Максим Созыкин, 1834. Икона посвящена рождению у Марии Божьего сына – Иисуса Христа, и последующим событиям.
Рождество Христово. Максим Созыкин, 1834. Икона посвящена рождению у Марии Божьего сына – Иисуса Христа, и последующим событиям.
Евангелие, издание XIX века (перепечатка с издания 1648 года)
Евангелие, издание XIX века (перепечатка с издания 1648 года)
Пример эффективности реставрации икон XVII века. Пророк Даниил (слева, до реставрации) и пророк Аввакум (справа, после реставрации).
Пример эффективности реставрации икон XVII века. Пророк Даниил (слева, до реставрации) и пророк Аввакум (справа, после реставрации).
Грозящий амур. Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод, 1909. Модель скульптора Э.М. Фальконе, 1758. Сколько ещё таких копий по всему миру…
Грозящий амур. Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод, 1909. Модель скульптора Э.М. Фальконе, 1758. Сколько ещё таких копий по всему миру…
Лампи И.Б. (1751-1830). Портрет графа Александра Сергеевича Строганова, начало XIX века (гравюра С. Клаубера с этого портрета выполнена в 1802 г.). Иоганн Баптист Лампи – старший, итальянец по происхождению и австриец по художественной школе. А.С. Строганов (1733-1811) – граф, действительный тайный советник. Крупнейший горнозаводчик и землевладелец в Пермском крае. Президент Императорской Академии художеств и Директор Императорских библиотек (1800-1811). Покровительствовал талантливым художникам и писателям. Заведовал постройкой собора Казанской Божией матери в Петербурге, который строился по проекту его бывшего крепостного из с. Новое Усолье Пермской губернии архитектора А.Н. Воронихина. Скончался через двенадцать дней после освящения Казанского собора, простудившись на его открытии.
Лампи И.Б. (1751-1830). Портрет графа Александра Сергеевича Строганова, начало XIX века (гравюра С. Клаубера с этого портрета выполнена в 1802 г.). Иоганн Баптист Лампи – старший, итальянец по происхождению и австриец по художественной школе. А.С. Строганов (1733-1811) – граф, действительный тайный советник. Крупнейший горнозаводчик и землевладелец в Пермском крае. Президент Императорской Академии художеств и Директор Императорских библиотек (1800-1811). Покровительствовал талантливым художникам и писателям. Заведовал постройкой собора Казанской Божией матери в Петербурге, который строился по проекту его бывшего крепостного из с. Новое Усолье Пермской губернии архитектора А.Н. Воронихина. Скончался через двенадцать дней после освящения Казанского собора, простудившись на его открытии.
Бруни Ф.А. (1801-1875). Богоматерь с младенцем. 1823. Фёдор Антонович Бруни (Фиделио Антонио Бароффи) – русский художник итальянского происхождения, академик и профессор Императорской Академии художеств, ректор Академии (1855-1871). «Богоматерь с младенцем» была написана во время стажировки в Италии, под сильным впечатлением от итальянской живописи, в особенности от Рафаэля. Картина принадлежала сначала Николаю I, с 1929 г. находилась в Русском музее, в 1938 г. передана Пермской художественной галерее.
Бруни Ф.А. (1801-1875). Богоматерь с младенцем. 1823. Фёдор Антонович Бруни (Фиделио Антонио Бароффи) – русский художник итальянского происхождения, академик и профессор Императорской Академии художеств, ректор Академии (1855-1871). «Богоматерь с младенцем» была написана во время стажировки в Италии, под сильным впечатлением от итальянской живописи, в особенности от Рафаэля. Картина принадлежала сначала Николаю I, с 1929 г. находилась в Русском музее, в 1938 г. передана Пермской художественной галерее.
Брюллов К.П. (1799-1852). Портрет Великой княжны Ольги Николаевны. Около 1837. Отцом Карла Брюллова был обрусевший француз по фамилии Брюлло, мать имела германские корни, но сам Карл навсегда остался одним из виднейших русских художников первой половины XIX века. Коллекция К. Брюллова в Пермской галерее насчитывает 4 работы. Портрет Великой княжны Ольги – одна из них, и с ней, кажется, всё ясно. Однако, просматривая картины Брюллова в разных интернет-галереях и отдельных статьях, наткнулся на две удивительные вещи. Первое. Почти везде указан год создания 1841, а не «около 1837». как указано на бирке, прикреплённой к раме. Второй момент – почти такой же портрет обнаружился в Самарском художественном музее. Далее привожу этот портрет, как он представлен в Самарском музее. Прошу прощения за качество фото, заимствованного мной из интернета (свободный доступ).
Брюллов К.П. (1799-1852). Портрет Великой княжны Ольги Николаевны. Около 1837. Отцом Карла Брюллова был обрусевший француз по фамилии Брюлло, мать имела германские корни, но сам Карл навсегда остался одним из виднейших русских художников первой половины XIX века. Коллекция К. Брюллова в Пермской галерее насчитывает 4 работы. Портрет Великой княжны Ольги – одна из них, и с ней, кажется, всё ясно. Однако, просматривая картины Брюллова в разных интернет-галереях и отдельных статьях, наткнулся на две удивительные вещи. Первое. Почти везде указан год создания 1841, а не «около 1837». как указано на бирке, прикреплённой к раме. Второй момент – почти такой же портрет обнаружился в Самарском художественном музее. Далее привожу этот портрет, как он представлен в Самарском музее. Прошу прощения за качество фото, заимствованного мной из интернета (свободный доступ).
Брюллов К.П. (1799-1852). Портрет Великой княжны Ольги Николаевны. Этюд. 1837. Фото из интернета. История этого «двойного» портрета на самом деле достаточно проста. Карл Брюллов в 1836 вернулся в Россию из длительной поездки в Италию. Уезжал молодым, никому не известным вернулся знаменитым автором «Последнего дня Помпеи» и «Всадницы». В 1837 г. Николай I заказал К. Брюллову большой семейный портрет. Общий портрет не состоялся, т.к. художник и император «не сошлись нравами». Однако остались различные наброски и этюды, в т.ч. и этот портрет Великой княжны Ольги. Причём, на бирке к Самарскому варианту указано, что это «этюд», на Пермском варианте сказано «портрет». Из описания самарского варианта я понял, что это именно этюд, написанный во время сеанса позирования. Пермский вариант, несмотря на схожесть с самарским, выглядит более доработанным, и это едва ли новый этюд, скорее, миниатюрный портрет на основе сделанного ранее этюда. Тогда и дата у пермского варианта должна быть более поздней, чем у самарского. Однако, учитывая, что тема группового портрета была исчерпана уже в 1837, дата изготовления пермского портрета в 1841 г., указываемая в большинстве интернет-источников, представляется нереальной. Поэтому склоняюсь к тому, чтобы принять дату, указанную на бирке пермского портрета: «около 1837 г.»
Брюллов К.П. (1799-1852). Портрет Великой княжны Ольги Николаевны. Этюд. 1837. Фото из интернета. История этого «двойного» портрета на самом деле достаточно проста. Карл Брюллов в 1836 вернулся в Россию из длительной поездки в Италию. Уезжал молодым, никому не известным вернулся знаменитым автором «Последнего дня Помпеи» и «Всадницы». В 1837 г. Николай I заказал К. Брюллову большой семейный портрет. Общий портрет не состоялся, т.к. художник и император «не сошлись нравами». Однако остались различные наброски и этюды, в т.ч. и этот портрет Великой княжны Ольги. Причём, на бирке к Самарскому варианту указано, что это «этюд», на Пермском варианте сказано «портрет». Из описания самарского варианта я понял, что это именно этюд, написанный во время сеанса позирования. Пермский вариант, несмотря на схожесть с самарским, выглядит более доработанным, и это едва ли новый этюд, скорее, миниатюрный портрет на основе сделанного ранее этюда. Тогда и дата у пермского варианта должна быть более поздней, чем у самарского. Однако, учитывая, что тема группового портрета была исчерпана уже в 1837, дата изготовления пермского портрета в 1841 г., указываемая в большинстве интернет-источников, представляется нереальной. Поэтому склоняюсь к тому, чтобы принять дату, указанную на бирке пермского портрета: «около 1837 г.»
Иванов А.А. (1806-1858). Голова дрожащего мальчика, 1830-е гг. Этюд к картине «Явление Христа народу» (1836-1857, Государственная Третьяковская галерея). Копию самого полотна, заимствованную из интернета, показываю ниже. «Дрожащий мальчик» на картине справа. Такие эскизы (возможно, не по одному) были написаны для каждого персонажа.
Иванов А.А. (1806-1858). Голова дрожащего мальчика, 1830-е гг. Этюд к картине «Явление Христа народу» (1836-1857, Государственная Третьяковская галерея). Копию самого полотна, заимствованную из интернета, показываю ниже. «Дрожащий мальчик» на картине справа. Такие эскизы (возможно, не по одному) были написаны для каждого персонажа.
Иванов А.А. (1806-1858). «Явление Христа народу», 1836-1857. Фото из интернета
Иванов А.А. (1806-1858). «Явление Христа народу», 1836-1857. Фото из интернета
Брюллов К.П. (1799-1852). Голова апостола. Эскиз росписи Исаакиевского собора в Петербурге. Работы по росписи Исаакиевского собора (1843-1849) подорвали здоровье художника, однако за это время им была создана уникальная роспись. Прежде чем перенести на своды храма изображения, Брюллов тщательно прорисовывал их. Мы видим один из таких эскизов, ставший основой для изображения апостола в своде центрального нефа собора. Выделяется глубокая прорисовка образа апостола, желание придать ему простые черты лица, уйдя от каноничности церковной росписи.
Брюллов К.П. (1799-1852). Голова апостола. Эскиз росписи Исаакиевского собора в Петербурге. Работы по росписи Исаакиевского собора (1843-1849) подорвали здоровье художника, однако за это время им была создана уникальная роспись. Прежде чем перенести на своды храма изображения, Брюллов тщательно прорисовывал их. Мы видим один из таких эскизов, ставший основой для изображения апостола в своде центрального нефа собора. Выделяется глубокая прорисовка образа апостола, желание придать ему простые черты лица, уйдя от каноничности церковной росписи.
Дорогов А.М. (1819-1850). Корабль в бурю. 1848. Александр Матвеевич Дорогов – горный инженер и живописец-любитель, талантливый маринист. Трагически погиб в 30 лет, утонув в Неве во время прогулки на лодке. Признаюсь, при виде этой картины я был уверен, что это Айвазовский, тем более что и автограф его в правом нижнем углу имеется. Однако бирка на раме картины сухо сообщила, что автор картины – Дорогов. Выяснилось, что "Корабль в бурю" после гибели художника продали, как работу Айвазовского, подделав его подпись по верхнему слою лака. Эта фальшивая подпись видна справа внизу. Вместо авторской даты (1848) стоит вымышленная (1884). В 1937 году картину купили в частном собрании Ленинграда тоже как произведение Айвазовского. Однако при музейной реставрации был снят верхний слой пожелтевшего лака, и в авторском слое стала видна другая подпись - Дорогов. Наряду с подлинной подписью автора, фальшивую "Подпись Айвазовского" тоже решили сохранить, в назидание потомкам.
Дорогов А.М. (1819-1850). Корабль в бурю. 1848. Александр Матвеевич Дорогов – горный инженер и живописец-любитель, талантливый маринист. Трагически погиб в 30 лет, утонув в Неве во время прогулки на лодке. Признаюсь, при виде этой картины я был уверен, что это Айвазовский, тем более что и автограф его в правом нижнем углу имеется. Однако бирка на раме картины сухо сообщила, что автор картины – Дорогов. Выяснилось, что "Корабль в бурю" после гибели художника продали, как работу Айвазовского, подделав его подпись по верхнему слою лака. Эта фальшивая подпись видна справа внизу. Вместо авторской даты (1848) стоит вымышленная (1884). В 1937 году картину купили в частном собрании Ленинграда тоже как произведение Айвазовского. Однако при музейной реставрации был снят верхний слой пожелтевшего лака, и в авторском слое стала видна другая подпись - Дорогов. Наряду с подлинной подписью автора, фальшивую "Подпись Айвазовского" тоже решили сохранить, в назидание потомкам.
Тропинин В.А. (1776-1857). Портрет сенатора Алексея Васильевича Васильчикова, 1851. Василий Андреевич Тропинин – крепостной крестьянин и талантливый художник, прошедший курс Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Вольную получил в возрасте 47 лет. С сенатором Васильчиковым они одногодки, обоим в год написания портрета исполнилось 75 лет.
Тропинин В.А. (1776-1857). Портрет сенатора Алексея Васильевича Васильчикова, 1851. Василий Андреевич Тропинин – крепостной крестьянин и талантливый художник, прошедший курс Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Вольную получил в возрасте 47 лет. С сенатором Васильчиковым они одногодки, обоим в год написания портрета исполнилось 75 лет.
Айвазовский И.К. (1817-1900). Скалистый остров. 1855. Одна из двух работ И.К. Айвазовского, представленных в экспозиции русской живописи Пермской художественной галереи. Фамилия Ивана Константиновича Айвазовского (Ованнеса Геворковича Айвазяна) вплоть до окончания им Академии художеств в Петербурге (1839) писалась на польский манер: Гайвазовский. Много путешествовал по Европе и миру, но всегда говорил, что его дом – в крымской Феодосии. Там он родился, там и умер. И.К. Айвазовский оставил огромное наследство (более 6000 полотен), считается одним из величайших маринистов всех времён.
Айвазовский И.К. (1817-1900). Скалистый остров. 1855. Одна из двух работ И.К. Айвазовского, представленных в экспозиции русской живописи Пермской художественной галереи. Фамилия Ивана Константиновича Айвазовского (Ованнеса Геворковича Айвазяна) вплоть до окончания им Академии художеств в Петербурге (1839) писалась на польский манер: Гайвазовский. Много путешествовал по Европе и миру, но всегда говорил, что его дом – в крымской Феодосии. Там он родился, там и умер. И.К. Айвазовский оставил огромное наследство (более 6000 полотен), считается одним из величайших маринистов всех времён.
Бронников Ф.А. (1827-1902). Римские бани. 1858. Федор Бронников родился в Шадринске Пермской губернии (сейчас Курганской области) в семье иконописца. Семнадцатилетний Федор после смерти отца с попутным обозом отправился в Петербург. При содействии скульптора П.К. Клодта (очевидно, юноша обладал талантом) поступил в Академию художеств (1845), после окончания которой с большой золотой медалью (1853) пенсионером Академии уехал в Италию, где и осел, со ссылкой на слабое здоровье, до конца жизни. Античная жизнь на полотне Бронникова наполнена «игровым и несколько скоромным содержанием». Картина была передана Пермской художественной галерее в 1927 г. из Государственного Музейного фонда.
Бронников Ф.А. (1827-1902). Римские бани. 1858. Федор Бронников родился в Шадринске Пермской губернии (сейчас Курганской области) в семье иконописца. Семнадцатилетний Федор после смерти отца с попутным обозом отправился в Петербург. При содействии скульптора П.К. Клодта (очевидно, юноша обладал талантом) поступил в Академию художеств (1845), после окончания которой с большой золотой медалью (1853) пенсионером Академии уехал в Италию, где и осел, со ссылкой на слабое здоровье, до конца жизни. Античная жизнь на полотне Бронникова наполнена «игровым и несколько скоромным содержанием». Картина была передана Пермской художественной галерее в 1927 г. из Государственного Музейного фонда.
Макаров И.К. Портрет сестёр Маши (р.1847) и Сони (р. 1854) Перовских. 1859. Портрет, сменивший нескольких владельцев, поступил в Пермскую художественную галерею в 1938 году из Русского музея. Отец девочек Лев Николаевич Перовский был губернатором Пскова, Крыма, С-Петербурга. А вот его дочери трагически погибли, когда им было по 27 лет. Маша умерла родами. А младшая из сестёр (на дальнем плане) – в будущем революционерка, активистка «Народной воли» Софья Перовская, участница покушения на жизнь царя, казнённая за это в 1881 году. Судьбе семьи и сестёр Перовских, других портретов кисти выпускника Академии художеств Ивана Макарова (1822-1897) посвящена интересная статья Анастасии Петровой «Двойной детский портрет кисти Макарова» на сайте Пермской художественной галереи.
Макаров И.К. Портрет сестёр Маши (р.1847) и Сони (р. 1854) Перовских. 1859. Портрет, сменивший нескольких владельцев, поступил в Пермскую художественную галерею в 1938 году из Русского музея. Отец девочек Лев Николаевич Перовский был губернатором Пскова, Крыма, С-Петербурга. А вот его дочери трагически погибли, когда им было по 27 лет. Маша умерла родами. А младшая из сестёр (на дальнем плане) – в будущем революционерка, активистка «Народной воли» Софья Перовская, участница покушения на жизнь царя, казнённая за это в 1881 году. Судьбе семьи и сестёр Перовских, других портретов кисти выпускника Академии художеств Ивана Макарова (1822-1897) посвящена интересная статья Анастасии Петровой «Двойной детский портрет кисти Макарова» на сайте Пермской художественной галереи.
Харламов М.В. (1837-1913). Сеятель. Гипс. 1862. Скульптура была сделана специально для медального конкурса в Академии художеств. Автор получил за неё малую золотую медаль. Не за то, конечно, что скульптура изображает якобы настоящего русского мужика – сеятеля. А за точное соблюдение пропорций и внешнего облика настоящего эллина античных времён. Смотреть – приятно. На стене за скульптурой видна картина В.П. Верещагина «Свидание узника с семейством», 1869.
Харламов М.В. (1837-1913). Сеятель. Гипс. 1862. Скульптура была сделана специально для медального конкурса в Академии художеств. Автор получил за неё малую золотую медаль. Не за то, конечно, что скульптура изображает якобы настоящего русского мужика – сеятеля. А за точное соблюдение пропорций и внешнего облика настоящего эллина античных времён. Смотреть – приятно. На стене за скульптурой видна картина В.П. Верещагина «Свидание узника с семейством», 1869.
Мясоедов Г.Г. (1834-1911). Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. Холст, масло. 87×121.5 см. 1882 (дата на картине). Оригинал 1862 г. Расположение картины в ленте произведений даю по дате оригинала. Неординарной истории и непонятной атрибуции этой картины я посвятил отдельную публикацию в блоге <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://sergvos.tourister.ru/blog/17873" class="ext_link" target="_blank">https://sergvos.tourister.ru/blog/17873</a>  т.к здесь она не совсем уместна.
Мясоедов Г.Г. (1834-1911). Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. Холст, масло. 87×121.5 см. 1882 (дата на картине). Оригинал 1862 г. Расположение картины в ленте произведений даю по дате оригинала. Неординарной истории и непонятной атрибуции этой картины я посвятил отдельную публикацию в блоге https://sergvos.tourister.ru/blog/17873 т.к здесь она не совсем уместна.
Верещагин В.П. (1835-1909). Моление Св. Анны – матери Св. Пророка Самуила. 1864. Василий Петрович Верещагин родился в Перми, в семье потомственных иконописцев. В 1856-62 гг. учился в Академии художеств, после чего был направлен в Италию на стажировку. Там написал несколько картин, в т.ч. «Моление Св. Анны», за которую был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1867 г. С 1869 г. – профессор императорской Академии художеств.
Верещагин В.П. (1835-1909). Моление Св. Анны – матери Св. Пророка Самуила. 1864. Василий Петрович Верещагин родился в Перми, в семье потомственных иконописцев. В 1856-62 гг. учился в Академии художеств, после чего был направлен в Италию на стажировку. Там написал несколько картин, в т.ч. «Моление Св. Анны», за которую был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1867 г. С 1869 г. – профессор императорской Академии художеств.
Крамской И.Н. (1837-1887). Портрет княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой. 1867. В пермскую художественную галерею поступила в 1951 году, как пишут, «по распоряжению Комитета по делам искусств». Очень привлекательная женщина, её портрет заметен издалека. По версии пермских исследователей (а есть и другие!), Екатерина Алексеевна (1825-1888) – дочь сенатора А.В. Васильчикова, портрет которого мы уже видели раньше. Считается, что заказчиком портрета был брат княгини Александр Алексеевич, задумавший создать галерею портретов своего рода и хотевший, чтобы все портретируемые выглядели прилично. Портретируемой на дату написания портрета было 42 года, так что не исключено, что по крайней мере её лицо было написано по более ранней фотографии. Тогда, с появлением фотографии, использование её возможностей художниками-портретистами было очень распространено.
Крамской И.Н. (1837-1887). Портрет княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой. 1867. В пермскую художественную галерею поступила в 1951 году, как пишут, «по распоряжению Комитета по делам искусств». Очень привлекательная женщина, её портрет заметен издалека. По версии пермских исследователей (а есть и другие!), Екатерина Алексеевна (1825-1888) – дочь сенатора А.В. Васильчикова, портрет которого мы уже видели раньше. Считается, что заказчиком портрета был брат княгини Александр Алексеевич, задумавший создать галерею портретов своего рода и хотевший, чтобы все портретируемые выглядели прилично. Портретируемой на дату написания портрета было 42 года, так что не исключено, что по крайней мере её лицо было написано по более ранней фотографии. Тогда, с появлением фотографии, использование её возможностей художниками-портретистами было очень распространено.
Лансере Е.А. (1848-1886). Табун кабардинских лошадей, возвращающихся с поля. Бронза. 1878. С детства знакомая скульптура, и в Эрмитаже видел похожие. Евгений Александрович Лансере вообще был страстный лошадник, его работы очень известны и легко узнаваемы.
Лансере Е.А. (1848-1886). Табун кабардинских лошадей, возвращающихся с поля. Бронза. 1878. С детства знакомая скульптура, и в Эрмитаже видел похожие. Евгений Александрович Лансере вообще был страстный лошадник, его работы очень известны и легко узнаваемы.
Шишкин И.И. (1832-1898). Сосновый лес с рекой вдали. Танайский бор близ Елабуги. 1878. Елабуга находится в низовьях Камы, значительно ниже Перми. Правда, на сайте «Список картин Ивана Шишкина (Википедия) эта же картина называется «Пейзаж с лесом», а на страничке Википедии «Шишкин, Иван Иванович», есть изображение, абсолютно похожее на эту картину в Пермской галерее, но под названием «Опушка леса», 1882. Такие чудеса с атрибуцией. Думаю, лучше всё-таки доверять первому названию, которое списано с бирки на раме картины.
Шишкин И.И. (1832-1898). Сосновый лес с рекой вдали. Танайский бор близ Елабуги. 1878. Елабуга находится в низовьях Камы, значительно ниже Перми. Правда, на сайте «Список картин Ивана Шишкина (Википедия) эта же картина называется «Пейзаж с лесом», а на страничке Википедии «Шишкин, Иван Иванович», есть изображение, абсолютно похожее на эту картину в Пермской галерее, но под названием «Опушка леса», 1882. Такие чудеса с атрибуцией. Думаю, лучше всё-таки доверять первому названию, которое списано с бирки на раме картины.
Куинджи А.И. (1842-1910). Степь вечером. Точная дата написания неизвестна, авторы публикаций называют и 1870-е годы, и «период зрелости», после 1890 г. В некоторых публикациях указывается конкретно 1875 год. Я склонен принять версию первой половины 1870-х годов, учитывая определённое стилистическое сходство с картиной «Ладожское озеро» (Валаам), 1870. Архип Иванович Куинджи, грек по происхождению, рано потерял родителей, однако благодаря природному дару и упорному труду стал одним из выдающихся русских художников-пейзажистов. Куинджи выбирал особо эффектные мотивы, необычное освещение, солнечное или лунное. Причём, художник сочинял свои картины в голове, писал по памяти, не использовал натурные зарисовки. Возглавив в 1894 г. пейзажную мастерскую Академии художеств, воспитал многих пейзажистов, среди которых были Н. Рерих, К. Богаевский, А. Рылов.
Куинджи А.И. (1842-1910). Степь вечером. Точная дата написания неизвестна, авторы публикаций называют и 1870-е годы, и «период зрелости», после 1890 г. В некоторых публикациях указывается конкретно 1875 год. Я склонен принять версию первой половины 1870-х годов, учитывая определённое стилистическое сходство с картиной «Ладожское озеро» (Валаам), 1870. Архип Иванович Куинджи, грек по происхождению, рано потерял родителей, однако благодаря природному дару и упорному труду стал одним из выдающихся русских художников-пейзажистов. Куинджи выбирал особо эффектные мотивы, необычное освещение, солнечное или лунное. Причём, художник сочинял свои картины в голове, писал по памяти, не использовал натурные зарисовки. Возглавив в 1894 г. пейзажную мастерскую Академии художеств, воспитал многих пейзажистов, среди которых были Н. Рерих, К. Богаевский, А. Рылов.
Клодт М.П. (1835-1914). Терем царевен. 1878. Михаил Петрович Клодт – сын Петра Карловича Клодта, скульптора, автора знаменитых «Коней Клодта» на Аничковом мосту в Петербурге. Младший Клодт. питая любовь к археологии, на протяжении всей жизни писал картины на исторические темы, пытаясь археологически воссоздавать русскую историю. В картине «Терем царевен» историческая тема изображена с внешней, событийной стороны, воссоздавая «археологию быта». М. Клодт с любовью и знанием эпохи передаёт обстановку и детали быта русского терема XVI-XVII вв.
Клодт М.П. (1835-1914). Терем царевен. 1878. Михаил Петрович Клодт – сын Петра Карловича Клодта, скульптора, автора знаменитых «Коней Клодта» на Аничковом мосту в Петербурге. Младший Клодт. питая любовь к археологии, на протяжении всей жизни писал картины на исторические темы, пытаясь археологически воссоздавать русскую историю. В картине «Терем царевен» историческая тема изображена с внешней, событийной стороны, воссоздавая «археологию быта». М. Клодт с любовью и знанием эпохи передаёт обстановку и детали быта русского терема XVI-XVII вв.
Верещагин В.В. (1842-1904). Последний привал. Конец 1870-х гг.
Верещагин В.В. (1842-1904). Последний привал. Конец 1870-х гг.
Художник Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) всегда был мирным человеком и пацифистом, но всю жизнь воевал. Против существующих порядков в живописи и в нобелевском комитете, против музеев и коллекционеров… В 1868 г. удостоен военного ордена Св. Георгия 4 степени за оборону Самаркандской крепости; погиб вместе с броненосцем «Петропавловск» у берегов Порт-Артура в начале 1904 г.  Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. художник В.В. Верещагин добровольно оставил свою мастерскую во Франции и отправился служить России на Балканах. Он был своего рода военным репортёром, прикомандированным к войскам генерала М. Д. Скобелева: делал карандашные наброски и писал этюды на полях сражений. Поэтому на его картинах война предстаёт такой, как она есть — внешне совсем неброской, прикрытой снежным покрывалом, но в действительности – безобразной, жестокой. Из военных этюдов выросла затем знаменитая «Балканская серия» В.В. Верещагина, один из эпизодов которой мы видим здесь, в Пермской художественной галерее.
Художник Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) всегда был мирным человеком и пацифистом, но всю жизнь воевал. Против существующих порядков в живописи и в нобелевском комитете, против музеев и коллекционеров… В 1868 г. удостоен военного ордена Св. Георгия 4 степени за оборону Самаркандской крепости; погиб вместе с броненосцем «Петропавловск» у берегов Порт-Артура в начале 1904 г. Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. художник В.В. Верещагин добровольно оставил свою мастерскую во Франции и отправился служить России на Балканах. Он был своего рода военным репортёром, прикомандированным к войскам генерала М. Д. Скобелева: делал карандашные наброски и писал этюды на полях сражений. Поэтому на его картинах война предстаёт такой, как она есть — внешне совсем неброской, прикрытой снежным покрывалом, но в действительности – безобразной, жестокой. Из военных этюдов выросла затем знаменитая «Балканская серия» В.В. Верещагина, один из эпизодов которой мы видим здесь, в Пермской художественной галерее.
Савицкий К.А. (1844-1906). На войну. Первый вариант картины был написан Константином Савицким «по горячим следам» балканской кампании, в 1880 г. и экспонировался на 8-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»). После жёсткой критики произведения, художник порезал полотно, многие фрагменты которого тем не менее сохранились у коллекционеров и любителей. Второй, окончательный вариант был создан художником в 1888 г., экспонировался на 16-й передвижной выставке. Обладателем картины является Государственный Русский музей. Одноимённое уменьшенное повторение картины «На войну» было написано самим Савицким в том же 1888 году и находится в собрании Пермской государственной художественной галереи.
Савицкий К.А. (1844-1906). На войну. Первый вариант картины был написан Константином Савицким «по горячим следам» балканской кампании, в 1880 г. и экспонировался на 8-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»). После жёсткой критики произведения, художник порезал полотно, многие фрагменты которого тем не менее сохранились у коллекционеров и любителей. Второй, окончательный вариант был создан художником в 1888 г., экспонировался на 16-й передвижной выставке. Обладателем картины является Государственный Русский музей. Одноимённое уменьшенное повторение картины «На войну» было написано самим Савицким в том же 1888 году и находится в собрании Пермской государственной художественной галереи.
Ге Н.Н. (1831-1894). Портрет дочери и сына княгини О.П. Волконской. 1882. Картина много лет находилась в фондах Пермской художественной галереи, в каталогах 1944 и 1963 гг. называлась «Девочка с мальчиком», без указания автора. Авторство Н.Н. Ге было установлено только в 1971 г. сотрудниками Третьяковской галереи. На портрете изображены правнуки Софьи Григорьевны Волконской, сестры декабриста Сергея Волконского. На мой взгляд, эта картина как-то выпадает из общего содержания работ Н.Н. Ге того периода, посвящённых в основном религиозным поискам, редко соответствовавшим представлениям официальной религии.
Ге Н.Н. (1831-1894). Портрет дочери и сына княгини О.П. Волконской. 1882. Картина много лет находилась в фондах Пермской художественной галереи, в каталогах 1944 и 1963 гг. называлась «Девочка с мальчиком», без указания автора. Авторство Н.Н. Ге было установлено только в 1971 г. сотрудниками Третьяковской галереи. На портрете изображены правнуки Софьи Григорьевны Волконской, сестры декабриста Сергея Волконского. На мой взгляд, эта картина как-то выпадает из общего содержания работ Н.Н. Ге того периода, посвящённых в основном религиозным поискам, редко соответствовавшим представлениям официальной религии.
Крамской И.Н. (1837-1887). Портрет Ольги Афанасьевны Рафтопуло (другое название – «Девушка с веером»). 1884. Крамскому принадлежит заслуга разработки такой демократической разновидности женского портрета, которого до него в русской живописи не существовало.
Крамской И.Н. (1837-1887). Портрет Ольги Афанасьевны Рафтопуло (другое название – «Девушка с веером»). 1884. Крамскому принадлежит заслуга разработки такой демократической разновидности женского портрета, которого до него в русской живописи не существовало.
Репин И.Е. (1844-1930). Портрет инженера И.Е. Ададурова. 1884-1885. Илья Ефимович Репин, пожалуй, наиболее известный русский художник второй половины XIX – начала XX века. Среди его знаменитых полотен портрет инженера Ададурова, возможно, не так известен. Однако и здесь художник представляет нам личность незаурядную. Иван Евграфович Ададуров (1841-1907) инженер-строитель по образованию и инженер-путеец по призванию, принимавший участие в строительстве железных дорог. В 1869-1884 и с 1887 до конца жизни был избранным председателем правления Рязано-Козловской (впоследствии Рязано-Уральской) железной дороги. Вспомним, кем были герои портретов до Репина: царевны, вельможи, княгини… - а тут на тебе: инженер. Причём, как видно, создание этого портрета было взаимно приятно и для художника, и для его модели.
Репин И.Е. (1844-1930). Портрет инженера И.Е. Ададурова. 1884-1885. Илья Ефимович Репин, пожалуй, наиболее известный русский художник второй половины XIX – начала XX века. Среди его знаменитых полотен портрет инженера Ададурова, возможно, не так известен. Однако и здесь художник представляет нам личность незаурядную. Иван Евграфович Ададуров (1841-1907) инженер-строитель по образованию и инженер-путеец по призванию, принимавший участие в строительстве железных дорог. В 1869-1884 и с 1887 до конца жизни был избранным председателем правления Рязано-Козловской (впоследствии Рязано-Уральской) железной дороги. Вспомним, кем были герои портретов до Репина: царевны, вельможи, княгини… - а тут на тебе: инженер. Причём, как видно, создание этого портрета было взаимно приятно и для художника, и для его модели.
Репин И.Е. (1844-1930). Выбор царской (великокняжеской) невесты. Эскиз. 1884-1887. Царская тема тоже была не чужой для И.Е. Репина
Репин И.Е. (1844-1930). Выбор царской (великокняжеской) невесты. Эскиз. 1884-1887. Царская тема тоже была не чужой для И.Е. Репина
Суриков В.И. (1848-1916). Голова монашенки. Этюд к картине «Боярыня Морозова» (1887, Государственная Третьяковская галерея). Грандиозное полотно Василия Сурикова достоверно изображает драматический момент русской истории при царе Алексее Михайловиче: отправку в начале 1675 г. главы одного из знатнейших родов боярыни Феодосии Морозовой в земляную тюрьму Пафнутьев-Боровского монастыря под Калугой. Там она вместе с сестрой Евдокией, княгиней Урусовой, была уморена голодом за неприятие ею церковных нововведений патриарха Никона и связь с яростным сторонником «старой веры» протопопом Аввакумом. В Пермской галерее представлен лишь один из множества эскизов художника, предшествовавших созданию этого полотна.
Суриков В.И. (1848-1916). Голова монашенки. Этюд к картине «Боярыня Морозова» (1887, Государственная Третьяковская галерея). Грандиозное полотно Василия Сурикова достоверно изображает драматический момент русской истории при царе Алексее Михайловиче: отправку в начале 1675 г. главы одного из знатнейших родов боярыни Феодосии Морозовой в земляную тюрьму Пафнутьев-Боровского монастыря под Калугой. Там она вместе с сестрой Евдокией, княгиней Урусовой, была уморена голодом за неприятие ею церковных нововведений патриарха Никона и связь с яростным сторонником «старой веры» протопопом Аввакумом. В Пермской галерее представлен лишь один из множества эскизов художника, предшествовавших созданию этого полотна.
Маковский К.Е. (1839-1915). Женская головка. Примерная дата по сайту АртПоиск – 1890-е гг. Константин Маковский был чрезвычайно востребованным художником – портретистом, особенно удавались ему женские портреты. Девушка с этого портрета напоминает и жену художника Юлию (портрет 1887 г.), и «Девушку в костюме Флоры» (год неизвестен). Как сказали бы сейчас: «Чертовски привлекательна». Но загадочна…
Маковский К.Е. (1839-1915). Женская головка. Примерная дата по сайту АртПоиск – 1890-е гг. Константин Маковский был чрезвычайно востребованным художником – портретистом, особенно удавались ему женские портреты. Девушка с этого портрета напоминает и жену художника Юлию (портрет 1887 г.), и «Девушку в костюме Флоры» (год неизвестен). Как сказали бы сейчас: «Чертовски привлекательна». Но загадочна…
Маковский В.Е. (1846-1920). Наём прислуги. 1891. Отец художника Егор Маковский – один из основателей Московского училища живописи и ваяния, его сыновья Константин, Николай, Владимир – известные русские художники. В отличие от брата Константина, прославившегося очаровательными «женскими головками», Владимир Маковский – живописец народных сцен, по преимуществу из московской жизни.
Маковский В.Е. (1846-1920). Наём прислуги. 1891. Отец художника Егор Маковский – один из основателей Московского училища живописи и ваяния, его сыновья Константин, Николай, Владимир – известные русские художники. В отличие от брата Константина, прославившегося очаровательными «женскими головками», Владимир Маковский – живописец народных сцен, по преимуществу из московской жизни.
Саврасов А.К. (1830-1897). Весна (огороды). 1893. Алексей Кондратьевич Саврасов был одним из основателей русского реалистического пейзажа. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, стал в нём преподавателем. Один из талантливейших его учеников, Исаак Левитан, писал: «Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта». Картина «Весна. Огороды» написана в поздний период творчества художника, когда он был болен и обречён. Но это истинный шедевр мастера, не уступающий его знаменитой картине «Грачи прилетели».
Саврасов А.К. (1830-1897). Весна (огороды). 1893. Алексей Кондратьевич Саврасов был одним из основателей русского реалистического пейзажа. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, стал в нём преподавателем. Один из талантливейших его учеников, Исаак Левитан, писал: «Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта». Картина «Весна. Огороды» написана в поздний период творчества художника, когда он был болен и обречён. Но это истинный шедевр мастера, не уступающий его знаменитой картине «Грачи прилетели».
Денисов-Уральский А.К. (1864-1926). Лесной пожар. 1897. Очень интересная и актуальная сейчас картина. Для её написания автору, коренному уральцу, потребовались пятнадцать лет жизни, десятки набросков и эскизов. Дальше даю слово Нине Васильевне Казариновой, главному научному сотруднику Пермской художественной галереи (с небольшими сокращениями): «Первое представление картины «Лесной пожар» пермским зрителям состоялось в 1900 году. Выставка А.К. Денисова-Уральского «Урал в живописи» была первой художественной выставкой в Перми, причём она состоялась в одном из лучших зданий Перми – в доме Мешкова. «Гвоздём» выставки, по отзывам местной прессы, была картина «Лесной пожар», выставленная автором в отдельной темной комнате при свете электрической лампы. Основная часть выставки размещалась в холодных залах, а чтобы увидеть «Лесной пожар», зритель попадал в жарко натопленную тёмную комнату, где «бушевала» живописная стихия. Впечатление было грандиозным. Необычна и история попадания картины Алексея Кузьмича Денисова-Уральского «Лесной пожар» в коллекцию Пермской галереи. Картина ещё со времён Гражданской войны оказалась в воинской части и всюду сопровождала красноармейцев. В 1934 году, когда часть прибыла в Пермь, группа бойцов принесла на руках огромное полотно в Художественную галерею. С тех пор картина пользуется особой любовью и вниманием посетителей галереи».
Денисов-Уральский А.К. (1864-1926). Лесной пожар. 1897. Очень интересная и актуальная сейчас картина. Для её написания автору, коренному уральцу, потребовались пятнадцать лет жизни, десятки набросков и эскизов. Дальше даю слово Нине Васильевне Казариновой, главному научному сотруднику Пермской художественной галереи (с небольшими сокращениями): «Первое представление картины «Лесной пожар» пермским зрителям состоялось в 1900 году. Выставка А.К. Денисова-Уральского «Урал в живописи» была первой художественной выставкой в Перми, причём она состоялась в одном из лучших зданий Перми – в доме Мешкова. «Гвоздём» выставки, по отзывам местной прессы, была картина «Лесной пожар», выставленная автором в отдельной темной комнате при свете электрической лампы. Основная часть выставки размещалась в холодных залах, а чтобы увидеть «Лесной пожар», зритель попадал в жарко натопленную тёмную комнату, где «бушевала» живописная стихия. Впечатление было грандиозным. Необычна и история попадания картины Алексея Кузьмича Денисова-Уральского «Лесной пожар» в коллекцию Пермской галереи. Картина ещё со времён Гражданской войны оказалась в воинской части и всюду сопровождала красноармейцев. В 1934 году, когда часть прибыла в Пермь, группа бойцов принесла на руках огромное полотно в Художественную галерею. С тех пор картина пользуется особой любовью и вниманием посетителей галереи».
Репин И.Е. (1844-1930). Мефистофель. Этюд. 1898. Этюд показывает ещё одну сторону деятельности Ильи Репина – как театрального художника.
Репин И.Е. (1844-1930). Мефистофель. Этюд. 1898. Этюд показывает ещё одну сторону деятельности Ильи Репина – как театрального художника.
Васнецов В.М. (1848-1926). Гусляры. 1899. Герои картин Виктора Михайловича Васнецова принадлежат не столько истории, сколько литературе. Они соответствуют образам былин и песен, русским героическим легендам, поэтому в них нет прозаизма и социальности. Картина, подобно иконам, написана на дереве. Считается, что есть повтор этой картины от 1901 года.
Васнецов В.М. (1848-1926). Гусляры. 1899. Герои картин Виктора Михайловича Васнецова принадлежат не столько истории, сколько литературе. Они соответствуют образам былин и песен, русским героическим легендам, поэтому в них нет прозаизма и социальности. Картина, подобно иконам, написана на дереве. Считается, что есть повтор этой картины от 1901 года.
Архипов А.Е. (1862-1930). Купола. 1902. Абрам Ефимович Архипов (Пыриков) происходил из бедной крестьянской семьи Рязанской губернии. Художник работал в основном в стиле пленэризма (пленэр — с фр. буквально — открытый воздух), что требовало передачи в картине всего богатства изменений цвета под воздействием солнечного света и атмосферы, на грани импрессионизма, но не переходя её. Лично для меня "Купола" - одна из самых близких по духу картин в экспозиции Пермской галереи. На неё хочется смотреть долго, не замечая времени и как бы даже не особенно и думая о чём-то.
Архипов А.Е. (1862-1930). Купола. 1902. Абрам Ефимович Архипов (Пыриков) происходил из бедной крестьянской семьи Рязанской губернии. Художник работал в основном в стиле пленэризма (пленэр — с фр. буквально — открытый воздух), что требовало передачи в картине всего богатства изменений цвета под воздействием солнечного света и атмосферы, на грани импрессионизма, но не переходя её. Лично для меня "Купола" - одна из самых близких по духу картин в экспозиции Пермской галереи. На неё хочется смотреть долго, не замечая времени и как бы даже не особенно и думая о чём-то.
Малявин Ф.А. (1869-1940). Девка. 1900-е гг. Это укороченный вариант одноименной картины Малявина, написанной в 1903 г. и находящейся в коллекции Третьяковской галереи. Филипп Андреевич Малявин, родом из бедной крестьянской семьи в Самарской губернии, считается «самым экспрессивным русским художником Серебряного века». Он сумел соединить традиционные приёмы импрессионизма с манерой модерна, сохранив при этом реалистический стиль письма. Имея много заказов и неплохие доходы, оставил столицу и поселился в селе под Рязанью. Любимые его герои – простые крестьянские «мужики», «девки» и «бабы». В 1922 году, не сумев «принять в себя» новую Россию, эмигрировал во Францию, где жил сначала в Париже, потом в Ницце, где и умер в декабре 1940 г. Прошлое не отпускало, но, как он сам говорил, «вне родины искусства нет».
Малявин Ф.А. (1869-1940). Девка. 1900-е гг. Это укороченный вариант одноименной картины Малявина, написанной в 1903 г. и находящейся в коллекции Третьяковской галереи. Филипп Андреевич Малявин, родом из бедной крестьянской семьи в Самарской губернии, считается «самым экспрессивным русским художником Серебряного века». Он сумел соединить традиционные приёмы импрессионизма с манерой модерна, сохранив при этом реалистический стиль письма. Имея много заказов и неплохие доходы, оставил столицу и поселился в селе под Рязанью. Любимые его герои – простые крестьянские «мужики», «девки» и «бабы». В 1922 году, не сумев «принять в себя» новую Россию, эмигрировал во Францию, где жил сначала в Париже, потом в Ницце, где и умер в декабре 1940 г. Прошлое не отпускало, но, как он сам говорил, «вне родины искусства нет».
Гущин Н.М. Род. 1888 г. Пейзаж. Предельно скупая информация в бирке на раме картины, даже дата не указана. Вынужден, с помощью нескольких сайтов, несколько дополнить информацию об этой картине и её авторе, нашем земляке. Николай Михайлович Гущин родился в селе Талоключинское Вятской губернии в семье сельского учителя. Вскоре родители переехали в Пермь, где Николай окончил реальное училище, проявив художественные и литературные способности. Будущий символист проявил художественный талант настолько ярко, что его картина, пейзаж, была даже куплена местным музеем. Думаю, что это и был тот самый пейзаж, который мы сейчас созерцаем, написанный в 1907 году в Перми. После Перми закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). В Москве сблизился с футуристами (В. Маяковский, Бурлюки, В Каменский). В 1917—1918 гг. преподавал живопись в Академии изящных искусств в Перми, по его проекту был сооружён памятник Борцам революции, взорванный потом колчаковцами. В 1919 через Сибирь уехал в Китай, в 1922-м переехал в Париж. С 1934 года жил в Монако. Не потеряв советского гражданства, участвовал в Международной выставке декоративных искусств в Париже 1925 года (советский павильон), где был отмечен Золотой медалью. До возвращения в СССР неизменно имел успех в художественных кругах и обществе. Состоял в экспертном совете Лувра, участвовал во многих общественных акциях. Его работы приобрели городские музеи Парижа, Гренобля, Монте-Карло, Ниццы. В период Второй мировой войны — участник Французского движения Сопротивления, награждён медалью. В 1947 году вернулся в СССР. Из-за официального запрета на место жительство в Москве и Ленинграде, выбрал Саратов, где работал реставратором в Саратовском государственном художественном музее (СГХМ) им. Радищева. Умер в Саратове 04.09.1965, похоронен там же В СГХМ сейчас находится большая часть его картин советского периода. Вот такой незаурядный автор был у одной из самых скромных картин в экспозиции Пермской галереи, не удостоившейся даже нормальной бирки с атрибуцией.
Гущин Н.М. Род. 1888 г. Пейзаж. Предельно скупая информация в бирке на раме картины, даже дата не указана. Вынужден, с помощью нескольких сайтов, несколько дополнить информацию об этой картине и её авторе, нашем земляке. Николай Михайлович Гущин родился в селе Талоключинское Вятской губернии в семье сельского учителя. Вскоре родители переехали в Пермь, где Николай окончил реальное училище, проявив художественные и литературные способности. Будущий символист проявил художественный талант настолько ярко, что его картина, пейзаж, была даже куплена местным музеем. Думаю, что это и был тот самый пейзаж, который мы сейчас созерцаем, написанный в 1907 году в Перми. После Перми закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). В Москве сблизился с футуристами (В. Маяковский, Бурлюки, В Каменский). В 1917—1918 гг. преподавал живопись в Академии изящных искусств в Перми, по его проекту был сооружён памятник Борцам революции, взорванный потом колчаковцами. В 1919 через Сибирь уехал в Китай, в 1922-м переехал в Париж. С 1934 года жил в Монако. Не потеряв советского гражданства, участвовал в Международной выставке декоративных искусств в Париже 1925 года (советский павильон), где был отмечен Золотой медалью. До возвращения в СССР неизменно имел успех в художественных кругах и обществе. Состоял в экспертном совете Лувра, участвовал во многих общественных акциях. Его работы приобрели городские музеи Парижа, Гренобля, Монте-Карло, Ниццы. В период Второй мировой войны — участник Французского движения Сопротивления, награждён медалью. В 1947 году вернулся в СССР. Из-за официального запрета на место жительство в Москве и Ленинграде, выбрал Саратов, где работал реставратором в Саратовском государственном художественном музее (СГХМ) им. Радищева. Умер в Саратове 04.09.1965, похоронен там же В СГХМ сейчас находится большая часть его картин советского периода. Вот такой незаурядный автор был у одной из самых скромных картин в экспозиции Пермской галереи, не удостоившейся даже нормальной бирки с атрибуцией.
Гончарова Н.С. (1881-1962). Лучистые лилии. Начало 1910-х. Так, начинается русский авангард начала XX века. Н.С. Гончарова — первая женщина-художница, ставшая авангардистом. В 1909 г. Н. Гончарова и её муж М. Ларионов выставили картины, положившие начало первому абстрактному течению, получившему название «лучизм» (термин М. Ларионова). Через три года после зарождения «лучизма» пришли к абстракции В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин и множество других художников во всех странах мира. Н. Гончарова поражала современников своим живописным даром, какой-то неисчерпаемой энергией, жаждой утвердить в искусстве новый язык. «Лучистые лилии» Н. Гончаровой знаменуют освобождение живописи от натуры ради собственно живописных задач. (В скобках: я не сторонник такого отношения к натуре).
Гончарова Н.С. (1881-1962). Лучистые лилии. Начало 1910-х. Так, начинается русский авангард начала XX века. Н.С. Гончарова — первая женщина-художница, ставшая авангардистом. В 1909 г. Н. Гончарова и её муж М. Ларионов выставили картины, положившие начало первому абстрактному течению, получившему название «лучизм» (термин М. Ларионова). Через три года после зарождения «лучизма» пришли к абстракции В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин и множество других художников во всех странах мира. Н. Гончарова поражала современников своим живописным даром, какой-то неисчерпаемой энергией, жаждой утвердить в искусстве новый язык. «Лучистые лилии» Н. Гончаровой знаменуют освобождение живописи от натуры ради собственно живописных задач. (В скобках: я не сторонник такого отношения к натуре).
Фальк Р.Р. (1886-1958). Пейзаж. 1913.
«Лирический кубизм», интерес к живописному психологизму — основа творчества Роберта Фалька в 1910-е годы. Он писал: «...в искусстве есть другие конкретности, кроме мира вещей (предметов): конкретность света, состояния, пространства, наконец, чувства». «Пейзаж» пермского собрания написан в Старой Рузе. В 1913 году Фальк написал в этом городке несколько пейзажей. А я в этом пейзаже вижу давнишнюю картину – улочку, идущую на подъём в старинном прикамском купеческом городе Сарапуле. Так удивительно схожи подобные пейзажи во многих российских городках… А ведь, если подумать, наполнение такого пейзажа конкретикой определённого места может лишить его этой всеобщности.
Фальк Р.Р. (1886-1958). Пейзаж. 1913. «Лирический кубизм», интерес к живописному психологизму — основа творчества Роберта Фалька в 1910-е годы. Он писал: «...в искусстве есть другие конкретности, кроме мира вещей (предметов): конкретность света, состояния, пространства, наконец, чувства». «Пейзаж» пермского собрания написан в Старой Рузе. В 1913 году Фальк написал в этом городке несколько пейзажей. А я в этом пейзаже вижу давнишнюю картину – улочку, идущую на подъём в старинном прикамском купеческом городе Сарапуле. Так удивительно схожи подобные пейзажи во многих российских городках… А ведь, если подумать, наполнение такого пейзажа конкретикой определённого места может лишить его этой всеобщности.
Петров-Водкин К.С. Портрет мальчика. 1913. Работа Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина над детскими портретами началась уже после прославившего его «Купания красного коня» (1912), именно с этого мальчика-юноши. После него художник создаст ещё немало портретов детей разного возраста. Но этот был первый. И я считаю, он из тех, что составляют золотой фонд Пермской художественной галереи.
Петров-Водкин К.С. Портрет мальчика. 1913. Работа Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина над детскими портретами началась уже после прославившего его «Купания красного коня» (1912), именно с этого мальчика-юноши. После него художник создаст ещё немало портретов детей разного возраста. Но этот был первый. И я считаю, он из тех, что составляют золотой фонд Пермской художественной галереи.
Репин И.Е. (1844-1930). Портрет художницы Веры Васильевны Веревкиной. 1916. И снова И.Е. Репин. По дате написания попал в нестройные ряды авангардистов. Зато чувствуется разница в классе. Портрет бывшей талантливой своей ученицы – одна из поздних работ художника, написанная им в 1916 году в Пенатах, когда Вера Васильевна приехала с фронта, где она служила медицинской сестрой. Вера Васильевна вспоминала об истории создания этого портрета: «В день рождения Репина мы сидели в ромбическом «фонаре». Он писал мой портрет на фоне начинающего увядать сада». Портрет написан на пленэре, художник использовал колористические открытия импрессионизма. Репин, как никто другой в русской портретной живописи, умел отразить жизнь человека во всей полноте и многообразии его духовной и телесной жизни.
Репин И.Е. (1844-1930). Портрет художницы Веры Васильевны Веревкиной. 1916. И снова И.Е. Репин. По дате написания попал в нестройные ряды авангардистов. Зато чувствуется разница в классе. Портрет бывшей талантливой своей ученицы – одна из поздних работ художника, написанная им в 1916 году в Пенатах, когда Вера Васильевна приехала с фронта, где она служила медицинской сестрой. Вера Васильевна вспоминала об истории создания этого портрета: «В день рождения Репина мы сидели в ромбическом «фонаре». Он писал мой портрет на фоне начинающего увядать сада». Портрет написан на пленэре, художник использовал колористические открытия импрессионизма. Репин, как никто другой в русской портретной живописи, умел отразить жизнь человека во всей полноте и многообразии его духовной и телесной жизни.
Лентулов А.В. (1882-1943). Портрет актрисы. 1919. Год написания я указал, ориентируясь на сайт artpoisk.info. 
Аристáрх Васи́льевич Ленту́лов — русский и советский художник, живописец, сценограф. Родился в Пензенской губернии в семье сельского священника. Один из родоначальников «Русского авангарда». Член – учредитель объединения «Бубновый валет». В советское время – профессор ВХУТЕМАС, профессор Московского художественного института им. В.И. Сурикова. Личность актрисы на портрете мне установить не удалось.
Лентулов А.В. (1882-1943). Портрет актрисы. 1919. Год написания я указал, ориентируясь на сайт artpoisk.info. Аристáрх Васи́льевич Ленту́лов — русский и советский художник, живописец, сценограф. Родился в Пензенской губернии в семье сельского священника. Один из родоначальников «Русского авангарда». Член – учредитель объединения «Бубновый валет». В советское время – профессор ВХУТЕМАС, профессор Московского художественного института им. В.И. Сурикова. Личность актрисы на портрете мне установить не удалось.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому