Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
Пермская Художественная галерея по-своему уникальна: она до сих пор располагается в Спасо-Преображенской церкви — Кафедральном Соборе г. Перми на Соборной площади. Не буду здесь рассказывать историю монастыря, собора и галереи, эта тема заслуживает отдельного рассказа. Но есть у галереи ещё одно потаённое свойство — здесь живут боги. Уникальная коллекция пермской деревянной скульптуры, или, проще — деревянных пермских богов. Вот что сказал об этой коллекции в 1928 г. тогдашний нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский:
«Посетил художественную часть Пермского Музея. Совершенно потрясающее впечатление производит богатейшая коллекция деревянных скульптур. Это ново, необычайно интересно с культурно-исторической точки зрения, и в т о же время поражает своей художественной силой, как в смысле своеобразного мастерства техники, так и по силе психологической выразительности.
Нар. Ком. по Просв. Р.С.Ф-С. Р. Ан. Луначарский 11/1 1928»
Показывая, хотя бы частично, эту коллекцию, необходимо отметить некоторые особенности пермской деревянной скульптуры, отличающие её от западноевропейских или южнорусских образцов.
Это скульптура в основном местных «инородцев», как их тогда называли, преимущественно коми-пермяков, в их раннехристианском периоде (XVI–XVIII века). Эти в основном лесные народы, в течение многих веков поклонявшиеся многочисленным языческим божкам в виде деревянных болванов, а то и выбранных ими отдельных деревьев, не могли сразу отказаться от язычкских верований и обрядов даже после крещения. Ни Стефану Великопермскому в XIV веке, ни Ионе — крестителю в XV веке не удалось до конца превратить вновь окрещённые народы в православных христиан. Обе культуры сосуществовали, удивительным образом дополняя друг друга.
Н. Н. Сребренников приводит интересные исторические факты. Местное население не соглашалось посещать православные церкви, пока в них не найдут себе места деревянные божки. Чтобы эти божки не выглядели, как привычные языческие «болваны», они постепенно «христианизировались», стали повторять известные христианские сюжеты, а их резные образы всё более очеловечивались, повторяя местные национальные черты. При этом не всегда соблюдались установившиеся христианские каноны. Например, согласно Евангелию, страдающий Христос был облачён в «багряницу» — хитон кроваво-красного цвета. В пермской деревянной скульптуре страдающий Христос изображается обнажённым (в одной начресленной повязке), а если на нём одежда, то она обычно напоминает коми-пермяцкий «шабур» (рубаху) синего цвета.
А наличие отменных резчиков по дереву в местах, отмеченных на карте Н. Н. Серебренникова, подтверждается и сегодняшним днём. Когда смотрю по местному ТВ передачи, посвящённые Коми-Пермяцкому округу, всегда поражаюсь, какие же мастера у них водятся в плетении из ивовых побегов, в изготовлении наличников, туесов и вообще во всём, что касается дерева. Такую красоту творят! Вот я и думаю: если сейчас могут, то и тогда наверняка могли творить то, что называется сейчас «пермская деревянная скульптура».
Очеловечение традиционных христианских сюжетов и образов с местным колоритом я покажу в фотогалерее пермской деревянной скульптуры, попытавшись при этом хотя бы частично её систематизировать, в основном сюжетно.
На свидание с пермскими богами мы сейчас и отправимся.