Турист Сергей Вострецов (sergvos)
Сергей Вострецов — был сегодня 11:25
Нельзя объять необъятное. А хочется.
Фотоальбом

Где живут пермские боги

21 32

Пермская Художественная галерея по-своему уникальна: она до сих пор располагается в Спасо-Преображенской церкви — Кафедральном Соборе г. Перми на Соборной площади. Не буду здесь рассказывать историю монастыря, собора и галереи, эта тема заслуживает отдельного рассказа. Но есть у галереи ещё одно потаённое свойство — здесь живут боги. Уникальная коллекция пермской деревянной скульптуры, или, проще — деревянных пермских богов. Вот что сказал об этой коллекции в 1928 г. тогдашний нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский:

«Посетил художественную часть Пермского Музея. Совершенно потрясающее впечатление производит богатейшая коллекция деревянных скульптур. Это ново, необычайно интересно с культурно-исторической точки зрения, и в т о же время поражает своей художественной силой, как в смысле своеобразного мастерства техники, так и по силе психологической выразительности.

Нар. Ком. по Просв. Р.С.Ф-С. Р. Ан. Луначарский 11/1 1928»

Показывая, хотя бы частично, эту коллекцию, необходимо отметить некоторые особенности пермской деревянной скульптуры, отличающие её от западноевропейских или южнорусских образцов.

Это скульптура в основном местных «инородцев», как их тогда называли, преимущественно коми-пермяков, в их раннехристианском периоде (XVI–XVIII века). Эти в основном лесные народы, в течение многих веков поклонявшиеся многочисленным языческим божкам в виде деревянных болванов, а то и выбранных ими отдельных деревьев, не могли сразу отказаться от язычкских верований и обрядов даже после крещения. Ни Стефану Великопермскому в XIV веке, ни Ионе — крестителю в XV веке не удалось до конца превратить вновь окрещённые народы в православных христиан. Обе культуры сосуществовали, удивительным образом дополняя друг друга.

Н. Н. Сребренников приводит интересные исторические факты. Местное население не соглашалось посещать православные церкви, пока в них не найдут себе места деревянные божки. Чтобы эти божки не выглядели, как привычные языческие «болваны», они постепенно «христианизировались», стали повторять известные христианские сюжеты, а их резные образы всё более очеловечивались, повторяя местные национальные черты. При этом не всегда соблюдались установившиеся христианские каноны. Например, согласно Евангелию, страдающий Христос был облачён в «багряницу» — хитон кроваво-красного цвета. В пермской деревянной скульптуре страдающий Христос изображается обнажённым (в одной начресленной повязке), а если на нём одежда, то она обычно напоминает коми-пермяцкий «шабур» (рубаху) синего цвета.

А наличие отменных резчиков по дереву в местах, отмеченных на карте Н. Н. Серебренникова, подтверждается и сегодняшним днём. Когда смотрю по местному ТВ передачи, посвящённые Коми-Пермяцкому округу, всегда поражаюсь, какие же мастера у них водятся в плетении из ивовых побегов, в изготовлении наличников, туесов и вообще во всём, что касается дерева. Такую красоту творят! Вот я и думаю: если сейчас могут, то и тогда наверняка могли творить то, что называется сейчас «пермская деревянная скульптура».

Очеловечение традиционных христианских сюжетов и образов с местным колоритом я покажу в фотогалерее пермской деревянной скульптуры, попытавшись при этом хотя бы частично её систематизировать, в основном сюжетно.

На свидание с пермскими богами мы сейчас и отправимся.

Пройдя по Соборной площади мимо Спасо-Преображенского кафедрального собора Перми, попадаем на Верхнюю набережную, откуда видны неохватные Камские просторы. Где-то в тех краях, в церквях и даже часовенках бесчисленных деревень и горнозаводских посёлков собраны были почти век назад сотни образцов пермской деревянной скульптуры XVII-XIX веков, коих нет больше нигде.
Пройдя по Соборной площади мимо Спасо-Преображенского кафедрального собора Перми, попадаем на Верхнюю набережную, откуда видны неохватные Камские просторы. Где-то в тех краях, в церквях и даже часовенках бесчисленных деревень и горнозаводских посёлков собраны были почти век назад сотни образцов пермской деревянной скульптуры XVII-XIX веков, коих нет больше нигде.
Сейчас они живут в Пермской Художественной галерее, которая пока, до строительства нового здания, располагается в здании Спасо-Преображенского собора. Живут пермские боги на третьем этаже галереи, под самым куполом собора (на снимке слева).
Сейчас они живут в Пермской Художественной галерее, которая пока, до строительства нового здания, располагается в здании Спасо-Преображенского собора. Живут пермские боги на третьем этаже галереи, под самым куполом собора (на снимке слева).
Справа от входа в Художественную галерею прикреплена небольшая памятная доска, посвящённая Николаю Николаевичу Серебренникову. Он был первопроходцем в деле создания коллекции деревянной скульптуры пермского края и доказал, что это была именно Пермская деревянная скульптура.
Справа от входа в Художественную галерею прикреплена небольшая памятная доска, посвящённая Николаю Николаевичу Серебренникову. Он был первопроходцем в деле создания коллекции деревянной скульптуры пермского края и доказал, что это была именно Пермская деревянная скульптура.
В 1928 году Н.Н. Серебренников издал книгу «Пермская деревянная скульптура». Привожу карту из этой книги, на которой обозначены населённые пункты, обследованные его экспедициями в 1923-26 гг.  Прошу обратить внимание на расположение села Пыскор немного севернее города Усолье. В дальнейших моих комментариях к увиденным произведениям деревянной скульптуры буду использовать сведения как из этикеток галереи, сопровождающих каждую скульптуру, так и из книги Н.Н. Серебренникова. Интересно, что эта информация не всегда совпадает.
В 1928 году Н.Н. Серебренников издал книгу «Пермская деревянная скульптура». Привожу карту из этой книги, на которой обозначены населённые пункты, обследованные его экспедициями в 1923-26 гг. Прошу обратить внимание на расположение села Пыскор немного севернее города Усолье. В дальнейших моих комментариях к увиденным произведениям деревянной скульптуры буду использовать сведения как из этикеток галереи, сопровождающих каждую скульптуру, так и из книги Н.Н. Серебренникова. Интересно, что эта информация не всегда совпадает.
В помещении на третьем этаже галереи, под куполом собора разместилась коллекция пермской деревянной скульптуры, «пермских богов». В торце купольной части собора видна верхняя часть алтаря, и он в полном порядке, несмотря на свои более чем 260 лет. Это алтарь Пыскорского мужского монастыря, перевезённый в Пермь по высочайшему распоряжению 1781 г. одновременно с образованием губернского города Пермь на месте Егошихинского завода, основанного в 1723 году. Считается, что этот алтарь высотой 22 м младше самого Пыскорского монастыря, заложенного Строгановыми в 1560 г., примерно на 200 лет. Он был вырезан из дерева в 1760-1762 гг. мастерами-резчиками Пыскорского монастыря по проекту, как считает научный сотрудник галереи А.Н. Пестова, московского иконописца Василия Василевского, который написал и некоторые иконы для иконостаса (имена других авторов икон пока не установлены).
В помещении на третьем этаже галереи, под куполом собора разместилась коллекция пермской деревянной скульптуры, «пермских богов». В торце купольной части собора видна верхняя часть алтаря, и он в полном порядке, несмотря на свои более чем 260 лет. Это алтарь Пыскорского мужского монастыря, перевезённый в Пермь по высочайшему распоряжению 1781 г. одновременно с образованием губернского города Пермь на месте Егошихинского завода, основанного в 1723 году. Считается, что этот алтарь высотой 22 м младше самого Пыскорского монастыря, заложенного Строгановыми в 1560 г., примерно на 200 лет. Он был вырезан из дерева в 1760-1762 гг. мастерами-резчиками Пыскорского монастыря по проекту, как считает научный сотрудник галереи А.Н. Пестова, московского иконописца Василия Василевского, который написал и некоторые иконы для иконостаса (имена других авторов икон пока не установлены).
Здесь на переднем плане скульптурное изображение усекновенной главы Св. Иоанна Предтечи, крестителя Иисуса Христа. Голова Иоанна, казнённого по приказу правителя Галилеи царя Ирода, была преподнесена ему на серебряном блюде. Скульптурная миниатюра выполнена в дереве. Датируется XIX веком, найдена в часовне д. Копылова Осинского р-на. По описанию Н.Н. Серебренникова, здесь должны быть не две, как в выставочном экземпляре, а четыре ангельские головы, и между ними – сохранившиеся фрагменты накладных орнаментов. Но меня поразили мастерство резчика и безжалостный реализм скульптурного портрета, который выполнен в традициях скорее западноевропейского, чем местного пермского стиля...
Здесь на переднем плане скульптурное изображение усекновенной главы Св. Иоанна Предтечи, крестителя Иисуса Христа. Голова Иоанна, казнённого по приказу правителя Галилеи царя Ирода, была преподнесена ему на серебряном блюде. Скульптурная миниатюра выполнена в дереве. Датируется XIX веком, найдена в часовне д. Копылова Осинского р-на. По описанию Н.Н. Серебренникова, здесь должны быть не две, как в выставочном экземпляре, а четыре ангельские головы, и между ними – сохранившиеся фрагменты накладных орнаментов. Но меня поразили мастерство резчика и безжалостный реализм скульптурного портрета, который выполнен в традициях скорее западноевропейского, чем местного пермского стиля...
Сместившись от св. Иоанна Предтечи немного вправо, видим с правой стороны варианты скульптур Николы Можайского и царские ворота (далее они будут представлены более крупно), а в левом ряду сразу несколько скульптур из серии «Христос в темнице» (Сидящий Спаситель).
Сместившись от св. Иоанна Предтечи немного вправо, видим с правой стороны варианты скульптур Николы Можайского и царские ворота (далее они будут представлены более крупно), а в левом ряду сразу несколько скульптур из серии «Христос в темнице» (Сидящий Спаситель).
Сидящий Спаситель (Христос в темнице) – сюжет Страстного цикла, пришедший в православную скульптуру в начале XVII века и получивший особое распространение в деревянной пластике XVIII-XIX веков. Особое распространение получает в деревянной пластике XVIII-XIX веков. В основу сюжета положен текст четырёх евангелий, где говорится о земных мучениях Христа. Изготовление данной скульптуры относится к XVIII веку, найдена в часовне действующего Петропавловского собора Перми.
Сидящий Спаситель (Христос в темнице) – сюжет Страстного цикла, пришедший в православную скульптуру в начале XVII века и получивший особое распространение в деревянной пластике XVIII-XIX веков. Особое распространение получает в деревянной пластике XVIII-XIX веков. В основу сюжета положен текст четырёх евангелий, где говорится о земных мучениях Христа. Изготовление данной скульптуры относится к XVIII веку, найдена в часовне действующего Петропавловского собора Перми.
В отличие от большинства подобных изображений, здесь Христос показан не в начресленной повязке, а в тёмно-голубом хитоне, напоминающем повседневную одежду коми-пермяков – шабур, подпоясанный широким поясом. В лике Спасителя отразились этнические черты коми-пермяков. XVIII век. Найдена в Спасо-Преображенской церкви (ныне утраченной) села Усть-Косьва Соликамского района.
В отличие от большинства подобных изображений, здесь Христос показан не в начресленной повязке, а в тёмно-голубом хитоне, напоминающем повседневную одежду коми-пермяков – шабур, подпоясанный широким поясом. В лике Спасителя отразились этнические черты коми-пермяков. XVIII век. Найдена в Спасо-Преображенской церкви (ныне утраченной) села Усть-Косьва Соликамского района.
По евангельскому сюжету, перед распятием римские солдаты привели Христа в военный лагерь, где раздели его, одели в багряницу, на голову надели терновый венец, дали в руки трость и били ею Спасителя по лицу. Из пермских скульптурных изображений Христа в темнице данная скульптура наиболее точно воспроизводит евангельский сюжет, за исключением того, что к лицу должна быть поднята левая рука, а трость должна находиться в правой руке. XVIII век, церковь Воскресения Христова, Соликамск. По описанию и фотографии Н.Н. Серебренникова, на ногах этой скульптуры были кандалы (оковы), фактически их нет.
По евангельскому сюжету, перед распятием римские солдаты привели Христа в военный лагерь, где раздели его, одели в багряницу, на голову надели терновый венец, дали в руки трость и били ею Спасителя по лицу. Из пермских скульптурных изображений Христа в темнице данная скульптура наиболее точно воспроизводит евангельский сюжет, за исключением того, что к лицу должна быть поднята левая рука, а трость должна находиться в правой руке. XVIII век, церковь Воскресения Христова, Соликамск. По описанию и фотографии Н.Н. Серебренникова, на ногах этой скульптуры были кандалы (оковы), фактически их нет.
Этот вариант скульптуры «Сидящего спасителя», также XVIII века, обнаружен в ныне утраченной Пророко-Ильинской часовне с. Канабеки (пос. Пашия) Горнозаводского р-на. Из описи Н.Н. Серебренникова следует, что в самой часовне сидящий на стуле «Спаситель» был облачён в две одежды и помещён в замысловато резную темницу. В подобных темницах, иногда очень простых, или же в специальных нишах в стенах, находились в церквах скульптуры «Сидящего Спасителя», притом в облачённом виде, хотя, как видим, почти все они изначально были обнажёнными.
Этот вариант скульптуры «Сидящего спасителя», также XVIII века, обнаружен в ныне утраченной Пророко-Ильинской часовне с. Канабеки (пос. Пашия) Горнозаводского р-на. Из описи Н.Н. Серебренникова следует, что в самой часовне сидящий на стуле «Спаситель» был облачён в две одежды и помещён в замысловато резную темницу. В подобных темницах, иногда очень простых, или же в специальных нишах в стенах, находились в церквах скульптуры «Сидящего Спасителя», притом в облачённом виде, хотя, как видим, почти все они изначально были обнажёнными.
Первоначально и в храмах подобные скульптуры находились в том виде, как были созданы, без темниц и, в основном, без одеяний. Позднее (Указ Синода от 30.11.1832) православная церковь запретила устанавливать статуи где-либо в пространстве храма, кроме иконостаса. Мелкие скульптурные изображения отправились на иконостас, а крупные типа «Сидящего Спасителя» - в темницы или в стенные ниши в северной, наиболее тёмной части храма. Поэтому в качестве основного следовало бы использовать наименование этой серии скульптур как «Сидящий Спаситель», а не «Христос в темнице».
Первоначально и в храмах подобные скульптуры находились в том виде, как были созданы, без темниц и, в основном, без одеяний. Позднее (Указ Синода от 30.11.1832) православная церковь запретила устанавливать статуи где-либо в пространстве храма, кроме иконостаса. Мелкие скульптурные изображения отправились на иконостас, а крупные типа «Сидящего Спасителя» - в темницы или в стенные ниши в северной, наиболее тёмной части храма. Поэтому в качестве основного следовало бы использовать наименование этой серии скульптур как «Сидящий Спаситель», а не «Христос в темнице».
Саваоф – одно из имён Бога Отца как грозного и всемогущего вершителя судеб мира. Иконография данной скульптуры представляет редкий вариант изображения Саваофа в полный рост, сидящим на престоле. Треугольный нимб символизирует Святую Троицу (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог - Святой Дух), руки Саваофа подняты в жесте благословения. XVIII век, из утраченной часовни д. Половинка Чусовского р-на.
Саваоф – одно из имён Бога Отца как грозного и всемогущего вершителя судеб мира. Иконография данной скульптуры представляет редкий вариант изображения Саваофа в полный рост, сидящим на престоле. Треугольный нимб символизирует Святую Троицу (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог - Святой Дух), руки Саваофа подняты в жесте благословения. XVIII век, из утраченной часовни д. Половинка Чусовского р-на.
Эта композиция – одна из немногих в коллекции пермской деревянной скульптуры, чьё авторство установлено. Дмитрий Титович Домнин (1777-1848) – резчик по дереву из с. Верхние Муллы Пермского района. Господь Саваоф изображён здесь не в облике седовласого старца, а молодым мужчиной в расцвете сил. Саваоф восседает на облаках в сиянии лучистой «славы». За его головой – треугольный нимб, символизирующий Св. Троицу, в руках – скипетр и держава как символы власти Царя Небесного. XVIII век, из церкви Св. Троицы (ныне восстановлена), город Лысьва. На мой взгляд, Бог Саваоф – одна из наиболее мощных и запоминающихся деревянных скульптур из коллекции Пермской галереи.
Эта композиция – одна из немногих в коллекции пермской деревянной скульптуры, чьё авторство установлено. Дмитрий Титович Домнин (1777-1848) – резчик по дереву из с. Верхние Муллы Пермского района. Господь Саваоф изображён здесь не в облике седовласого старца, а молодым мужчиной в расцвете сил. Саваоф восседает на облаках в сиянии лучистой «славы». За его головой – треугольный нимб, символизирующий Св. Троицу, в руках – скипетр и держава как символы власти Царя Небесного. XVIII век, из церкви Св. Троицы (ныне восстановлена), город Лысьва. На мой взгляд, Бог Саваоф – одна из наиболее мощных и запоминающихся деревянных скульптур из коллекции Пермской галереи.
Если взглянуть на Бога Саваофа под другим углом, у его подножия увидим коленопреклонённого ангела.
Если взглянуть на Бога Саваофа под другим углом, у его подножия увидим коленопреклонённого ангела.
Две зеркально симметричные (относительно Саваофа) скульптуры называются «Ангелы коленопреклонённые». XVIII век, из церкви Богоявления (утрачена) с. Нижнечусовские городки (ныне затоплено) Чусовского района. Автор – также Дмитрий Домнин. Изображения коленопреклонённых ангелов встречаются в раннехристианском искусстве: в русской иконописи – с XI века, в деревянной скульптуре – в XVIII-XIX веках как часть убранства иконостаса. Одежда ангелов – длинный перепоясанный хитон. Вообще должен сказать, что работы Дмитрия Домнина действительно западают в душу, особенно его Саваоф (уникальное, мне кажется, произведение).
Две зеркально симметричные (относительно Саваофа) скульптуры называются «Ангелы коленопреклонённые». XVIII век, из церкви Богоявления (утрачена) с. Нижнечусовские городки (ныне затоплено) Чусовского района. Автор – также Дмитрий Домнин. Изображения коленопреклонённых ангелов встречаются в раннехристианском искусстве: в русской иконописи – с XI века, в деревянной скульптуре – в XVIII-XIX веках как часть убранства иконостаса. Одежда ангелов – длинный перепоясанный хитон. Вообще должен сказать, что работы Дмитрия Домнина действительно западают в душу, особенно его Саваоф (уникальное, мне кажется, произведение).
На предыдущем снимке немного в профиль было видно «Распятие с предстоящими», XVIII век. Из церкви Св. Троицы (ныне не действует), пос. Пашия Горнозаводского района. Иконографический тип «Распятие с предстоящими» в иконописи (с XIV века) и скульптуре (с XVII века). Является одним из самых многочисленных сюжетов пермской деревянной скульптуры. В коллекции встречаются как монументальные, ростовые композиции, так и небольшие напрестольные распятия. Ближними к кресту традиционно изображаются Богоматерь (справа от креста) и евангелист Иоанн Богослов (слева от креста). Голгофа в данной экспозиции показана условно – в виде трёхступенчатого основания, расписанного «под мрамор».
На предыдущем снимке немного в профиль было видно «Распятие с предстоящими», XVIII век. Из церкви Св. Троицы (ныне не действует), пос. Пашия Горнозаводского района. Иконографический тип «Распятие с предстоящими» в иконописи (с XIV века) и скульптуре (с XVII века). Является одним из самых многочисленных сюжетов пермской деревянной скульптуры. В коллекции встречаются как монументальные, ростовые композиции, так и небольшие напрестольные распятия. Ближними к кресту традиционно изображаются Богоматерь (справа от креста) и евангелист Иоанн Богослов (слева от креста). Голгофа в данной экспозиции показана условно – в виде трёхступенчатого основания, расписанного «под мрамор».
Тоже «Распятие с предстоящими», XVIII век. Из церкви св. Александра Невского (действующая) в с. Усть-Качка Пермского района. Здесь на кресте хорошо видны буквы I.H.Ц.I., означающие «Иисус Назорей Царь Иудейский». Табличка с такой надписью была прибита над головой Иисуса Христа, когда его распяли.
Тоже «Распятие с предстоящими», XVIII век. Из церкви св. Александра Невского (действующая) в с. Усть-Качка Пермского района. Здесь на кресте хорошо видны буквы I.H.Ц.I., означающие «Иисус Назорей Царь Иудейский». Табличка с такой надписью была прибита над головой Иисуса Христа, когда его распяли.
«Распятие с предстоящими», XIX век. Из утраченной ныне часовни в д. Толстик Соликамского р-на. Вверху над распятием – Бог Отец (Саваоф) с благословляющим жестом, парящий на облаках. Под Саваофом находятся изображения Солнца и Луны. По преданию, Солнце скрыло свои лучи в момент, когда Христос испустил дух, а Луна «претворилась в кровь его». Символически на распятии изображена Голгофа с черепом (главой Адама, похороненного здесь). Не знаю, возможно ли по этому изображению установить этническую принадлежность героев, но, мне кажется, они не только не европейцы, но даже и не русские.
«Распятие с предстоящими», XIX век. Из утраченной ныне часовни в д. Толстик Соликамского р-на. Вверху над распятием – Бог Отец (Саваоф) с благословляющим жестом, парящий на облаках. Под Саваофом находятся изображения Солнца и Луны. По преданию, Солнце скрыло свои лучи в момент, когда Христос испустил дух, а Луна «претворилась в кровь его». Символически на распятии изображена Голгофа с черепом (главой Адама, похороненного здесь). Не знаю, возможно ли по этому изображению установить этническую принадлежность героев, но, мне кажется, они не только не европейцы, но даже и не русские.
«Распятие», XVIII век, из церкви Св. Владимира (ныне недействующей), г. Усолье. Самая для меня загадочная скульптура. В данном случае распятие не связано со стоящими рядом предстоящими, о которых я ничего и сказать не могу. Своеобразие данной композиции – монголоидный тип лика распятого Христа. По информации с этикетки, «Это обусловлено полиэтничностью Прикамья и преобладанием в ряде пермских территорий татарского населения». Я сначала скептично отнёсся к этой информации, т.к. ареал расселения татар на территории Прикамья расположен значительно южнее Усолья. Но, как следует из той же этикетки, «по легенде, в 1755 году это распятие «приплыло» по р. Каме к городу Усолье и остановилось напротив Владимирской (Рубежской) церкви». Н.Н. Серебренников считал, что это событие не было легендой: распятие было принесено течением р. Камы из Пыскорского монастыря, расположенного выше по течению. Появление распятия сначала в богатом и располагавшем широкими связями Пыскорском монастыре делает более реальной версию о татарском прототипе Христа на распятии. Но тогда и датировать изготовление этого распятия следовало бы по его связи не с Рубежской церковью в г. Усолье, а с Пыскорским монастырём.
«Распятие», XVIII век, из церкви Св. Владимира (ныне недействующей), г. Усолье. Самая для меня загадочная скульптура. В данном случае распятие не связано со стоящими рядом предстоящими, о которых я ничего и сказать не могу. Своеобразие данной композиции – монголоидный тип лика распятого Христа. По информации с этикетки, «Это обусловлено полиэтничностью Прикамья и преобладанием в ряде пермских территорий татарского населения». Я сначала скептично отнёсся к этой информации, т.к. ареал расселения татар на территории Прикамья расположен значительно южнее Усолья. Но, как следует из той же этикетки, «по легенде, в 1755 году это распятие «приплыло» по р. Каме к городу Усолье и остановилось напротив Владимирской (Рубежской) церкви». Н.Н. Серебренников считал, что это событие не было легендой: распятие было принесено течением р. Камы из Пыскорского монастыря, расположенного выше по течению. Появление распятия сначала в богатом и располагавшем широкими связями Пыскорском монастыре делает более реальной версию о татарском прототипе Христа на распятии. Но тогда и датировать изготовление этого распятия следовало бы по его связи не с Рубежской церковью в г. Усолье, а с Пыскорским монастырём.
«Распятый Христос (без креста)» из часовни кладбища церкви Жён-Мироносиц г. Соликамска, XVII век. Признаюсь, я сильнее всего впечатлён именно этой скульптурой, в которой, как пишет Н.Н. Серебренников, усматриваются приёмы Новгородского и раннего Московского иконописного искусства.
«Распятый Христос (без креста)» из часовни кладбища церкви Жён-Мироносиц г. Соликамска, XVII век. Признаюсь, я сильнее всего впечатлён именно этой скульптурой, в которой, как пишет Н.Н. Серебренников, усматриваются приёмы Новгородского и раннего Московского иконописного искусства.
«Сотник Лонгин», XVIII век, из церкви Рождества Богоматери (ныне не существующей), с. Усть-Боровское Соликамского р-на. Сотник Лонгин – римский воин, центурион, прекративший страдания распятого Христа, пронзив его копьём, впоследствии раскаявшийся и причисленный к лику святых.
«Сотник Лонгин», XVIII век, из церкви Рождества Богоматери (ныне не существующей), с. Усть-Боровское Соликамского р-на. Сотник Лонгин – римский воин, центурион, прекративший страдания распятого Христа, пронзив его копьём, впоследствии раскаявшийся и причисленный к лику святых.
«Снятие со креста», XIX век, из церкви Богоматери Знамения (ныне не существующей) с. Шакшер Чердынского р-на. Цитирую поясняющий текст с этикетки: «Снятие со креста – эпизод евангельской истории, следующий за Распятием и предшествующий Оплакиванию Иисуса Христа. Справа от Христа на лестнице стоит Св. Никодим, фигура Иосифа Аримафейского (слева от Христа) утрачена. Внизу у подножия лестницы справа от Христа изображены Мария Магдалина, Богоматерь и Мария Клеопова; слева от Христа – Иоанн Богослов. Фигура сотника Лонгина, ранее находившаяся рядом с Иоанном, утрачена». От себя добавлю, что это, на мой взгляд, одна из наиболее динамичных скульптурных композиций в коллекции Пермской галереи.
«Снятие со креста», XIX век, из церкви Богоматери Знамения (ныне не существующей) с. Шакшер Чердынского р-на. Цитирую поясняющий текст с этикетки: «Снятие со креста – эпизод евангельской истории, следующий за Распятием и предшествующий Оплакиванию Иисуса Христа. Справа от Христа на лестнице стоит Св. Никодим, фигура Иосифа Аримафейского (слева от Христа) утрачена. Внизу у подножия лестницы справа от Христа изображены Мария Магдалина, Богоматерь и Мария Клеопова; слева от Христа – Иоанн Богослов. Фигура сотника Лонгина, ранее находившаяся рядом с Иоанном, утрачена». От себя добавлю, что это, на мой взгляд, одна из наиболее динамичных скульптурных композиций в коллекции Пермской галереи.
«Св. Николай Можайский», XVII век. Из церкви с. Покча Чердынского р-на. Иконография Николая Можайского связана с легендой о чудесном явлении Св. Николая защитникам г. Можайска вовремя его осады. В знак покровительства святой предстал перед неприятельским войском с мечом в одной руке и «градом» (городом или храмом) – в другой. С тех пор его стали почитать как защитника городов и крепостей. Отличительными атрибутами Николая Можайского являются меч и храм в его руках. Особенностью этого экземпляра является сильно вытянутая в высоту голова, за которой хорошо виден рельефный нимб.
«Св. Николай Можайский», XVII век. Из церкви с. Покча Чердынского р-на. Иконография Николая Можайского связана с легендой о чудесном явлении Св. Николая защитникам г. Можайска вовремя его осады. В знак покровительства святой предстал перед неприятельским войском с мечом в одной руке и «градом» (городом или храмом) – в другой. С тех пор его стали почитать как защитника городов и крепостей. Отличительными атрибутами Николая Можайского являются меч и храм в его руках. Особенностью этого экземпляра является сильно вытянутая в высоту голова, за которой хорошо виден рельефный нимб.
XVIII век, из часовни в д. Зеленята Очёрского р-на. Поскольку этикетку этой скульптуры у себя не обнаружил, описание даю по книге Н.Н. Серебренникова. Скульптура изображает св. Николая с мечом в правой руке и с церковкой в левой, одетого в позолоченные епископские облачения с цветочными орнаментами, в духе русских тканей ХVIII века. Лицо скульптуры по типу близко к местному.
XVIII век, из часовни в д. Зеленята Очёрского р-на. Поскольку этикетку этой скульптуры у себя не обнаружил, описание даю по книге Н.Н. Серебренникова. Скульптура изображает св. Николая с мечом в правой руке и с церковкой в левой, одетого в позолоченные епископские облачения с цветочными орнаментами, в духе русских тканей ХVIII века. Лицо скульптуры по типу близко к местному.
«Никола Можай», первая половина XVIII века. Из Богоявленской церкви в г. Чердыни.  Вот же не везёт у меня некоторым типажам. Снова «Никола Можай», и снова без этикетки, все пояснения – по книге Н.Н. Серебренникова. Фигура изваяна в епископских облачениях. Лицо скульптуры вырезано плосковатым, с рельефными носом и надглазницами, по типу близко к местному. В правой руке находится меч; на левой помещается плохо сохранившаяся церковка. В книге Н.Н. Серебренникова была приведена и фотография этого персонажа, действительно с мечом и макетом церкви. У скульптуры, которая сейчас выставлена в галерее, нет ни меча, ни церковки, видимо, за почти вековой срок после обретения (1923) где-то затерялись.
«Никола Можай», первая половина XVIII века. Из Богоявленской церкви в г. Чердыни. Вот же не везёт у меня некоторым типажам. Снова «Никола Можай», и снова без этикетки, все пояснения – по книге Н.Н. Серебренникова. Фигура изваяна в епископских облачениях. Лицо скульптуры вырезано плосковатым, с рельефными носом и надглазницами, по типу близко к местному. В правой руке находится меч; на левой помещается плохо сохранившаяся церковка. В книге Н.Н. Серебренникова была приведена и фотография этого персонажа, действительно с мечом и макетом церкви. У скульптуры, которая сейчас выставлена в галерее, нет ни меча, ни церковки, видимо, за почти вековой срок после обретения (1923) где-то затерялись.
На снимке с первым Николой Можаем слева виден фрагмент интересной доски с фигурами. Показываю её полностью. Это «Параскева Пятница» с предстоящими Св. Екатериной (справа от Параскевы) и Варварой (слева). XVII век, из церкви Св. Николая Чудотворца (действующей) в с. Ныроб Чердынского р-на. Святая Параскева – христианская великомученица, жившая в городе Мконий (Малая Азия) в годы правления императора Диоклетиана (III век). Данная композиция – единственный образ Параскевы в коллекции Пермской деревянной скульптуры.
На снимке с первым Николой Можаем слева виден фрагмент интересной доски с фигурами. Показываю её полностью. Это «Параскева Пятница» с предстоящими Св. Екатериной (справа от Параскевы) и Варварой (слева). XVII век, из церкви Св. Николая Чудотворца (действующей) в с. Ныроб Чердынского р-на. Святая Параскева – христианская великомученица, жившая в городе Мконий (Малая Азия) в годы правления императора Диоклетиана (III век). Данная композиция – единственный образ Параскевы в коллекции Пермской деревянной скульптуры.
Царские врата, XVII век. Из церкви Преображения Господня (ныне недействующая), с. Пыскор Усольского р-на. Царские врата – центральные двустворчатые двери иконостаса, ведущие в алтарь. Если бы я рассматривал эти врата отдельно от коллекции – не поверил бы, что они полностью вырезаны из дерева. Поражает также высокий уровень их сохранности.
Царские врата, XVII век. Из церкви Преображения Господня (ныне недействующая), с. Пыскор Усольского р-на. Царские врата – центральные двустворчатые двери иконостаса, ведущие в алтарь. Если бы я рассматривал эти врата отдельно от коллекции – не поверил бы, что они полностью вырезаны из дерева. Поражает также высокий уровень их сохранности.
Царские врата, XVIII век, стиль барокко. Из подвала Кафедрального Спасо-Преображенского собора (здания Пермской Художественной галереи), г. Пермь. По мнению Н.Н. Серебренникова, эти врата, как и ряд других скульптур, найденных в том же подвале, были доставлены в Пермь в 1780-х гг. из закрытого и полуразрушенного к тому времени Пыскорского монастыря, и были изготовлены одним и тем же резчиком, которого Н.Н. Серебренников уважительно именует «Пыскорским мастером» за высокий художественный уровень его изделий.
Царские врата, XVIII век, стиль барокко. Из подвала Кафедрального Спасо-Преображенского собора (здания Пермской Художественной галереи), г. Пермь. По мнению Н.Н. Серебренникова, эти врата, как и ряд других скульптур, найденных в том же подвале, были доставлены в Пермь в 1780-х гг. из закрытого и полуразрушенного к тому времени Пыскорского монастыря, и были изготовлены одним и тем же резчиком, которого Н.Н. Серебренников уважительно именует «Пыскорским мастером» за высокий художественный уровень его изделий.
Аналой, XVIII век. Из Петропавловского собора (ныне действующего) г. Перми. Аналой – высокий четырёхугольный стол с покатым верхом. На аналой возлагаются богослужебные книги или иконы сообразно церковному событию. Данный аналой представляет собой сложный архитектурно-скульптурный ансамбль. Вокруг центрального столпа под столешницей на выступах выгнутых ножек изображены евангелисты Марк, Матфей, Лука, Иоанн.
Аналой, XVIII век. Из Петропавловского собора (ныне действующего) г. Перми. Аналой – высокий четырёхугольный стол с покатым верхом. На аналой возлагаются богослужебные книги или иконы сообразно церковному событию. Данный аналой представляет собой сложный архитектурно-скульптурный ансамбль. Вокруг центрального столпа под столешницей на выступах выгнутых ножек изображены евангелисты Марк, Матфей, Лука, Иоанн.
«Десять ангелов стоящих», XIX век. Из часовни в д. Габовой Карагайского р-на. Светлые полосы на груди в виде косого креста – это, согласно Н.Н. Серебренникову, «живописное изображение перекрещивающегося ораря», а вовсе не знак принадлежности к солдатскому сословию, как мне вначале показалось. Эта серия по сравнению с другими образчиками деревянной скульптуры, выставленными здесь, выглядит довольно убого. Не знаю, можно ли отнести это к общей деградации деревянной скульптуры в XIX веке, или правильнее считать, что запад Пермского края не мог дать столь совершенных скульптур, как северные районы, но разместить здесь, на самом видном месте, всю серию из десяти фигур – было, мне кажется, опрометчиво…
«Десять ангелов стоящих», XIX век. Из часовни в д. Габовой Карагайского р-на. Светлые полосы на груди в виде косого креста – это, согласно Н.Н. Серебренникову, «живописное изображение перекрещивающегося ораря», а вовсе не знак принадлежности к солдатскому сословию, как мне вначале показалось. Эта серия по сравнению с другими образчиками деревянной скульптуры, выставленными здесь, выглядит довольно убого. Не знаю, можно ли отнести это к общей деградации деревянной скульптуры в XIX веке, или правильнее считать, что запад Пермского края не мог дать столь совершенных скульптур, как северные районы, но разместить здесь, на самом видном месте, всю серию из десяти фигур – было, мне кажется, опрометчиво…
В заключение – присмотримся к иконостасу. Это ведь не только архитектурная, но и скульптурно-живописная композиция. После строительства специального здания и переезда туда галереи, мы уже не сможем любоваться иконостасом так близко. Первоначально этот иконостас высотой 22 м был создан в 1760-1762 гг. для Спасо-Преображенского собора в новом расположении Пыскорского монастыря, у речки Лысьвы. После императорского указа 1764 г. «О секуляризации монастырских земель и имущества», фактически лишившего монастырь средств к существованию, а затем и ликвидации монастыря в 1775 г. с переводом его братии в Соликамск, имущество бывшего Пыскорского монастыря осталось, по сути, бесхозным.
В заключение – присмотримся к иконостасу. Это ведь не только архитектурная, но и скульптурно-живописная композиция. После строительства специального здания и переезда туда галереи, мы уже не сможем любоваться иконостасом так близко. Первоначально этот иконостас высотой 22 м был создан в 1760-1762 гг. для Спасо-Преображенского собора в новом расположении Пыскорского монастыря, у речки Лысьвы. После императорского указа 1764 г. «О секуляризации монастырских земель и имущества», фактически лишившего монастырь средств к существованию, а затем и ликвидации монастыря в 1775 г. с переводом его братии в Соликамск, имущество бывшего Пыскорского монастыря осталось, по сути, бесхозным.
После создания в 1781 г. Пермской губернии, имущество бывшего монастыря, согласно высочайшему указанию, было передано в Пермь для организации в новом губернском городе нового монастыря с прежним названием Спасо-Преображенский (каковым и был Пыскорский.монастырь до его упразднения).
После создания в 1781 г. Пермской губернии, имущество бывшего монастыря, согласно высочайшему указанию, было передано в Пермь для организации в новом губернском городе нового монастыря с прежним названием Спасо-Преображенский (каковым и был Пыскорский.монастырь до его упразднения).
Это центральная икона второго сверху яруса иконостаса. Вообще иконостас этот – резной, выполнен в стиле барокко с пышными резными украшениями, что неудивительно, учитывая дату создания. Возможно, что и его создателем (по крайней мере, резчиком) был тот же «Пыскорский мастер», чьи «Царские врата» мы уже видели и о котором с таким уважением отозвался Н.Н. Серебренников в его книге. Считается, что летний Спасо-Преображенский собор в Перми изначально проектировался под этот иконостас.
Это центральная икона второго сверху яруса иконостаса. Вообще иконостас этот – резной, выполнен в стиле барокко с пышными резными украшениями, что неудивительно, учитывая дату создания. Возможно, что и его создателем (по крайней мере, резчиком) был тот же «Пыскорский мастер», чьи «Царские врата» мы уже видели и о котором с таким уважением отозвался Н.Н. Серебренников в его книге. Считается, что летний Спасо-Преображенский собор в Перми изначально проектировался под этот иконостас.
Автором икон Пыскорского иконостаса Н.Н. Серебренников считает «академика живописи Базилевского». Вероятная дата написания – не позднее 1760 г. Уже в наше время научный сотрудник галереи А.Н. Пестова установила, что у икон этого иконостаса было, предположительно, несколько авторов, и один из них – известный московский иконописец Василий Василевский, автографы которого она обнаружила на нескольких иконах. Вероятно, это тот же человек, которого называет Н.Н. Серебренников, только он пишет фамилию ближе к её польскому варианту (известно, что В.И. Василевский имел польское происхождение).
Автором икон Пыскорского иконостаса Н.Н. Серебренников считает «академика живописи Базилевского». Вероятная дата написания – не позднее 1760 г. Уже в наше время научный сотрудник галереи А.Н. Пестова установила, что у икон этого иконостаса было, предположительно, несколько авторов, и один из них – известный московский иконописец Василий Василевский, автографы которого она обнаружила на нескольких иконах. Вероятно, это тот же человек, которого называет Н.Н. Серебренников, только он пишет фамилию ближе к её польскому варианту (известно, что В.И. Василевский имел польское происхождение).
Не могу здесь привести ни названия икон, ни их смысл – не нашёл. Но мне показалось, что эти изображения отношение к русской иконописи имеют весьма отдалённое. Это характерная для Западной Европы храмовая роспись середины XVIII века. Поражает другое: как мог оказаться в глухой провинции на севере Пермского края такой прекрасный резной иконостас, достойный лучших столичных храмов. Кое-что мог бы рассказать, но это отдельная история.
Не могу здесь привести ни названия икон, ни их смысл – не нашёл. Но мне показалось, что эти изображения отношение к русской иконописи имеют весьма отдалённое. Это характерная для Западной Европы храмовая роспись середины XVIII века. Поражает другое: как мог оказаться в глухой провинции на севере Пермского края такой прекрасный резной иконостас, достойный лучших столичных храмов. Кое-что мог бы рассказать, но это отдельная история.
Нижнюю часть иконостаса можем видеть только так, в деталях
Нижнюю часть иконостаса можем видеть только так, в деталях
или совсем искоса. Видим приличное состояние резных элементов и позолоты. И это – через 90 лет после того, как Спасо-Преображенский Собор Перми был передан Пермской Художественной галерее. Сотрудники галереи сумели не просто сохранить уникальный иконостас, но и разместить экспозицию в пространстве Собора, не нарушая при этом его геометрию. По всей высоте выдержана 2-метровая «дистанция безопасности» между иконостасом и ближайшими конструкциями галереи, что можно видеть и на этом фото. Размещение экспонируемой части коллекции «пермских богов» в прямом контакте и при непосредственном участии исторического иконостаса считаю блестящим решением. За это и нынешним сотрудникам галереи, и их предшественникам во главе с Н.Н. Серебренниковым – низкий поклон.
или совсем искоса. Видим приличное состояние резных элементов и позолоты. И это – через 90 лет после того, как Спасо-Преображенский Собор Перми был передан Пермской Художественной галерее. Сотрудники галереи сумели не просто сохранить уникальный иконостас, но и разместить экспозицию в пространстве Собора, не нарушая при этом его геометрию. По всей высоте выдержана 2-метровая «дистанция безопасности» между иконостасом и ближайшими конструкциями галереи, что можно видеть и на этом фото. Размещение экспонируемой части коллекции «пермских богов» в прямом контакте и при непосредственном участии исторического иконостаса считаю блестящим решением. За это и нынешним сотрудникам галереи, и их предшественникам во главе с Н.Н. Серебренниковым – низкий поклон.
Комментарии к альбому