Турист Сергей Вострецов (sergvos)
Сергей Вострецов — был 23 ноября 2022 8:51
Нельзя объять необъятное. А хочется.
Фотоальбом

Вена. Панорамы от Орлиной башни

13 17

Планируя визит в Вену в мае 2019, мы забронировали съёмную квартиру во Внутреннем (Старом) городе, в 150 м от собора Св. Стефана (Stephansdom, в просторечии Steffi). Естественно, захотелось с ним пообщаться. Самостоятельную экскурсию совершили 7 мая, это был первый погожий день после пасмурно-дождливой пятидневки.

Собор весьма почтенного возраста, первое упоминание о нём относится к 1137 году. Первоначально был выстроен в типичном для того времени романском стиле. Впоследствии несколько раз перестраивался, современный готический облик обрёл в 1511 году. От первоначальной романской архитектуры сохранились портал и его башни, но и они были стилизованы под готику.

В 1945 году собор сильно пострадал от пожара, после войны был восстановлен. В 1952 году возобновились службы, но завершилось восстановление только в 1960 году. Однако следы былого пожара, в виде копоти на наружных стенах, можно увидеть и сейчас. Из-за этого восточная часть собора снаружи выглядит мрачной, в сумерках почти чёрной.

В 1980-е годы начата полномасштабная реставрация, продолжающаяся и в настоящее время. Не стоит удивляться, тем более негодовать по этому поводу. Храмы всегда строились и перестраивались медленно и долго. Наверное, поэтому и живут так же неспешно, век за веком. Во всяком случае, отреставрированные фасады западной части собора приобрели уже свой изначальный светлый оттенок известнякового камня и радуют глаз изяществом форм и устремлённостью в небеса.

Примечательно, что несколько веков собор имел статус рядовой приходской церкви, и только в 1469 г. был повышен до кафедрального собора, в 1722 г. – до архиепископского. В 1782 г. здесь венчался Вольфганг Амадей Моцарт, здесь же состоялось его отпевание в 1791 году.

Экскурсию начинаем с внешнего осмотра. Вид на собор с южного конца площади Штефансплац.
Экскурсию начинаем с внешнего осмотра. Вид на собор с южного конца площади Штефансплац.
Продвинувшись к центру площади, видим и Южную башню.
Продвинувшись к центру площади, видим и Южную башню.
Собор громаден. Размеры здания 108×62 м, высота стен боковых нефов 60 м, башен портала 65 м, Южной башни 136,4 м.
Собор громаден. Размеры здания 108×62 м, высота стен боковых нефов 60 м, башен портала 65 м, Южной башни 136,4 м.
Собор к тому же зажат со всех сторон домами. Поэтому рядовому страннику с «мыльницей» никак не упаковать его весь в один кадр. Более того, и вживую, человеческим глазом, никак не удаётся ухватить его истинные размеры и пропорции. Кстати, близость соседних построек самым печальным образом отразилась на судьбе собора. В апреле 1945 огонь из разгромленных мародёрами лавок в соседних домах быстро перекинулся на собор и причинил ему большие разрушения.
Собор к тому же зажат со всех сторон домами. Поэтому рядовому страннику с «мыльницей» никак не упаковать его весь в один кадр. Более того, и вживую, человеческим глазом, никак не удаётся ухватить его истинные размеры и пропорции. Кстати, близость соседних построек самым печальным образом отразилась на судьбе собора. В апреле 1945 огонь из разгромленных мародёрами лавок в соседних домах быстро перекинулся на собор и причинил ему большие разрушения.
Попробовали переместиться с южной стороны Штефансплац на северную, отсюда чуть лучше виден портал, но от Южной башни – только макушка. По обе стороны портала расположены Языческие башни, названные так за то, что при их строительстве использовали материал из бывших культовых древнеримских построек.
Попробовали переместиться с южной стороны Штефансплац на северную, отсюда чуть лучше виден портал, но от Южной башни – только макушка. По обе стороны портала расположены Языческие башни, названные так за то, что при их строительстве использовали материал из бывших культовых древнеримских построек.
Повернувшись немного влево, видим Северную башню. Заметно, что она намного ниже Южной башни. Тут такая история. Южная башня была закончена в 1433 году, Северная заложена в 1450. В 1511 г. её строительство было приостановлено ввиду ожидавшегося вторжения османов, да так и не было закончено. Вместо шпиля над недостроенной башней соорудили купол. Зато вокруг купола на высоте 50 м получилась замечательная открытая смотровая площадка.
У каждой башни есть своё народное прозвище. Южную прозвали Штеффи, ибо видна отовсюду из города и символизирует собой весь собор. Впрочем, в путеводителе по собору её название более прозаично: Высокая. Недостроенная Северная башня получила имя «Орлиная», ибо с неё, как в птичьем полёте, виден почти весь город. Так она называется и в путеводителе.
Повернувшись немного влево, видим Северную башню. Заметно, что она намного ниже Южной башни. Тут такая история. Южная башня была закончена в 1433 году, Северная заложена в 1450. В 1511 г. её строительство было приостановлено ввиду ожидавшегося вторжения османов, да так и не было закончено. Вместо шпиля над недостроенной башней соорудили купол. Зато вокруг купола на высоте 50 м получилась замечательная открытая смотровая площадка. У каждой башни есть своё народное прозвище. Южную прозвали Штеффи, ибо видна отовсюду из города и символизирует собой весь собор. Впрочем, в путеводителе по собору её название более прозаично: Высокая. Недостроенная Северная башня получила имя «Орлиная», ибо с неё, как в птичьем полёте, виден почти весь город. Так она называется и в путеводителе.
С восточной стороны Северная башня видна во весь рост – тоже немалый, 68 м. Кстати, заметно, какая она закопчённая с этой стороны. На шпиле Северной башни заметна ажурная фигура, напоминающая вензель. Не утверждаю, но мне показалось, что это имперский двуглавый орёл Габсбургов. На переднем плане слева у стены заметна скульптура.
С восточной стороны Северная башня видна во весь рост – тоже немалый, 68 м. Кстати, заметно, какая она закопчённая с этой стороны. На шпиле Северной башни заметна ажурная фигура, напоминающая вензель. Не утверждаю, но мне показалось, что это имперский двуглавый орёл Габсбургов. На переднем плане слева у стены заметна скульптура.
Подсмотрел в Википедии: это Кафедра св. Иоанна Капистрана, с которой он в 1454 году призывал к крестовому походу на турок.
Подсмотрел в Википедии: это Кафедра св. Иоанна Капистрана, с которой он в 1454 году призывал к крестовому походу на турок.
Обходим алтарную часть собора с восточной стороны. На шпиле Южной башни, похоже, такой же двуглавый орёл, как и на Северной. А вот фигура на башенке алтарной части собора - это петушок. Мы его потом ещё увидим, с другого ракурса
Обходим алтарную часть собора с восточной стороны. На шпиле Южной башни, похоже, такой же двуглавый орёл, как и на Северной. А вот фигура на башенке алтарной части собора - это петушок. Мы его потом ещё увидим, с другого ракурса
На цоколе алтарной части собора расположены барельефы на библейские (возможно, религиозно-исторические) темы. Такое ощущение, что правый из видимых на этом снимке барельефов очищен от тёмного налёта веков, левый ждёт своей очереди. Оба барельефа покрыты защитной сеткой.
На цоколе алтарной части собора расположены барельефы на библейские (возможно, религиозно-исторические) темы. Такое ощущение, что правый из видимых на этом снимке барельефов очищен от тёмного налёта веков, левый ждёт своей очереди. Оба барельефа покрыты защитной сеткой.
Южная башня достаёт, кажется, до облаков. С правой её стороны видны строительные леса и подъёмник, ящики с материалами для реставрационных работ.
Южная башня достаёт, кажется, до облаков. С правой её стороны видны строительные леса и подъёмник, ящики с материалами для реставрационных работ.
У подножия Южной башни афишка, приглашающая на смотровую площадку. Подъём всего на какие-то 67 м, 343 ступени по узкой винтовой лестнице. Не бесплатно. Площадка закрытая, обзор через небольшие застеклённые окна. Не-е-ет – дружно подумали мы со Светланой Ивановной – умный в гору не пойдёт…
У подножия Южной башни афишка, приглашающая на смотровую площадку. Подъём всего на какие-то 67 м, 343 ступени по узкой винтовой лестнице. Не бесплатно. Площадка закрытая, обзор через небольшие застеклённые окна. Не-е-ет – дружно подумали мы со Светланой Ивановной – умный в гору не пойдёт…
Этот боковой вход в собор называется Певческие врата. В нише справа под защитным стеклянным колпаком – очень интересное скульптурное изображение, вероятно, какого-нибудь святого. К сожалению, ни в одном описании ничего о нём не нашёл.
Этот боковой вход в собор называется Певческие врата. В нише справа под защитным стеклянным колпаком – очень интересное скульптурное изображение, вероятно, какого-нибудь святого. К сожалению, ни в одном описании ничего о нём не нашёл.
Здесь в нишах, вероятно, апостолы. А витраж готического окна как будто совсем из другой эпохи.
Здесь в нишах, вероятно, апостолы. А витраж готического окна как будто совсем из другой эпохи.
Ниши с захоронениями на цоколе Собора Св. Стефана. На одной из табличек разобрал дату: 17 октября 1570 года.
Ниши с захоронениями на цоколе Собора Св. Стефана. На одной из табличек разобрал дату: 17 октября 1570 года.
Главный вход в собор именуется Исполинские Врата. В его своде замурована большая кость доисторического животного, найденная при закладке первого собора. Тогда посчитали, что это был дракон исполинских размеров. Позднее выяснили, что мамонт, но тоже неплохо.
Главный вход в собор именуется Исполинские Врата. В его своде замурована большая кость доисторического животного, найденная при закладке первого собора. Тогда посчитали, что это был дракон исполинских размеров. Позднее выяснили, что мамонт, но тоже неплохо.
Вход в собор бесплатный, зашли и мы. Внутри выяснилось, что бесплатны только боковые нефы, да и то не полностью. Вот таким ажурным заборчиком огорожены алтарная часть и почти весь центральный неф. Чтобы туда попасть, надо купить билеты. Мы как-то не разобрались, увидели загородку – да и не пошли за неё.
Вход в собор бесплатный, зашли и мы. Внутри выяснилось, что бесплатны только боковые нефы, да и то не полностью. Вот таким ажурным заборчиком огорожены алтарная часть и почти весь центральный неф. Чтобы туда попасть, надо купить билеты. Мы как-то не разобрались, увидели загородку – да и не пошли за неё.
Из-за того, что не удалось осмотреть весь интерьер, впечатления остались какие-то смазанные. Да, готика, невероятный объём, колонны, своды, скульптуры. Но мало куда можно подойти, чтобы рассмотреть вблизи, крупно, объёмно. Вот и скамьи практически пустые, а весь народ толпится на ограниченном пространстве у входа.
Из-за того, что не удалось осмотреть весь интерьер, впечатления остались какие-то смазанные. Да, готика, невероятный объём, колонны, своды, скульптуры. Но мало куда можно подойти, чтобы рассмотреть вблизи, крупно, объёмно. Вот и скамьи практически пустые, а весь народ толпится на ограниченном пространстве у входа.
И повсюду в соборе над головами прихожан и посетителей нависают гроздья каменьев непонятного назначения. Они что-то символизируют? Похоже, не только мы недоумеваем…
И повсюду в соборе над головами прихожан и посетителей нависают гроздья каменьев непонятного назначения. Они что-то символизируют? Похоже, не только мы недоумеваем…
Ну да ладно. Посмотрим то, что можно. 
Левый от входа Женский (северный) неф посвящён Деве Марии, в его конце увидели красивый алтарь. Я пытался его сфотографировать, но снимок издалека получился нечёткий. Поэтому даю фото из интернета.
Этот алтарь был создан в городе Винер-Нойштадт в 1447 году. В 1884 куплен венским Собором Св. Стефана и после реставрации установлен в Апостольском (южном) нефе. При восстановлении собора в 1952 перенесён в Женский неф. Является старейшим в Австрии двухкрылым алтарём.
Алтарь складной, на приведённом снимке он открыт по схеме праздничной страницы. В день нашего посещения верхние створки были открыты так же, как на этом снимке. Нижние створки были закрыты, изображения на их обороте не помню. Впрочем, подробное описание алтаря легко найти в интернете, лучше в немецкоязычной версии (Wiener Neustädter Altar).
Ну да ладно. Посмотрим то, что можно. Левый от входа Женский (северный) неф посвящён Деве Марии, в его конце увидели красивый алтарь. Я пытался его сфотографировать, но снимок издалека получился нечёткий. Поэтому даю фото из интернета. Этот алтарь был создан в городе Винер-Нойштадт в 1447 году. В 1884 куплен венским Собором Св. Стефана и после реставрации установлен в Апостольском (южном) нефе. При восстановлении собора в 1952 перенесён в Женский неф. Является старейшим в Австрии двухкрылым алтарём. Алтарь складной, на приведённом снимке он открыт по схеме праздничной страницы. В день нашего посещения верхние створки были открыты так же, как на этом снимке. Нижние створки были закрыты, изображения на их обороте не помню. Впрочем, подробное описание алтаря легко найти в интернете, лучше в немецкоязычной версии (Wiener Neustädter Altar).
Многие скульптурные изображения в соборе выполнены в виде статуй, установленных у колонн,
Многие скульптурные изображения в соборе выполнены в виде статуй, установленных у колонн,
другие – в виде барельефов в нишах.
другие – в виде барельефов в нишах.
Поражает лаконичное изящество высоких готических сводов и окон.
Поражает лаконичное изящество высоких готических сводов и окон.
Признаюсь: тайной целью посещения собора была, конечно же, смотровая площадка. И… помните? – «Умный в гору не пойдёт…» - но нет, умный гору и не обойдёт, а въедет на гору "на белом коне", то бишь на лифте. Вот как мы, например, почти что самые умные. Нашли кассу (вход из северного нефа), заплатили денежку (не помню точно, кажется, 8 евро с каждого) и в большой кабине с кучкой других любопытствующих и с лифтёром вознеслись… аж на 50 метров.
Боже, что за мураши там внизу ползают… И какие-то игрушечные лошадки с повозками (из тыквы, не иначе)…
Признаюсь: тайной целью посещения собора была, конечно же, смотровая площадка. И… помните? – «Умный в гору не пойдёт…» - но нет, умный гору и не обойдёт, а въедет на гору "на белом коне", то бишь на лифте. Вот как мы, например, почти что самые умные. Нашли кассу (вход из северного нефа), заплатили денежку (не помню точно, кажется, 8 евро с каждого) и в большой кабине с кучкой других любопытствующих и с лифтёром вознеслись… аж на 50 метров. Боже, что за мураши там внизу ползают… И какие-то игрушечные лошадки с повозками (из тыквы, не иначе)…
А между тем перед нами северный фасад Собора Св. Стефана в непривычном ракурсе – сверху вниз.
А между тем перед нами северный фасад Собора Св. Стефана в непривычном ракурсе – сверху вниз.
Подняв взгляд, видим Языческую башню с северной стороны портала. Языческие башни изначально были построены в романском стиле, но при перестройке собора в XIV-XV веках были стилизованы под готику.  Покрытие крыши выложено разноцветной глазурованной керамической плиткой, образующей красивый геометрический узор.
Подняв взгляд, видим Языческую башню с северной стороны портала. Языческие башни изначально были построены в романском стиле, но при перестройке собора в XIV-XV веках были стилизованы под готику. Покрытие крыши выложено разноцветной глазурованной керамической плиткой, образующей красивый геометрический узор.
На этом снимке видно, что шпили обеих Языческих башен увенчаны не крестами, а человеческими фигурками. Крест сравнительно небольших размеров – только над коньком крыши над порталом. Зелёный купол, видимый справа от башни, принадлежит церкви Святого Петра, в которой накануне мы прослушали концерт органной и вокальной музыки
 
<a href='https://www.tourister.ru/world/europe/austria/city/wien/temples/35157/responses?id=6019' target='_blank' class='ex_k_link'>https://www.tourister.ru/world/europe/austria/city/wien/temples/35157/responses</a>
На этом снимке видно, что шпили обеих Языческих башен увенчаны не крестами, а человеческими фигурками. Крест сравнительно небольших размеров – только над коньком крыши над порталом. Зелёный купол, видимый справа от башни, принадлежит церкви Святого Петра, в которой накануне мы прослушали концерт органной и вокальной музыки https://www.tourister.ru/world/europe/austria/city/wien/temples/35157/responses
Со смотровой площадки открывается обширная панорама северной части Вены. На панораме можно увидеть немало достопримечательностей. Чтобы не давать их словесную привязку на своих снимках, приведу сначала несколько фрагментов панорамы-путеводителя с поясняющими подписями, расположенной на смотровой площадке.
Со смотровой площадки открывается обширная панорама северной части Вены. На панораме можно увидеть немало достопримечательностей. Чтобы не давать их словесную привязку на своих снимках, приведу сначала несколько фрагментов панорамы-путеводителя с поясняющими подписями, расположенной на смотровой площадке.
Площадка огорожена, но обзору и съёмке это не сильно мешает. Главное, чтоб рюкзачок не сдуло. Правда ведь?
Площадка огорожена, но обзору и съёмке это не сильно мешает. Главное, чтоб рюкзачок не сдуло. Правда ведь?
Северо-западный сектор обзора. На дальнем плане Венский лес на холмах, охватывающих Вену с запада. Ещё здесь обратил бы внимание на трубу с двумя блестящими шарами (чуть правее центра кадра, на фоне леса). Это труба Венского мусоросжигательного завода Spittelau, в проектировании которого активно поучаствовал художник-архитектор Хундертвассер. 4 мая мы проезжали мимо, и я успел сделать несколько снимков <a href='https://www.tourister.ru/responses/id_28839' target='_blank' class='ex_k_link'>https://www.tourister.ru/responses/id_28839</a>
Северо-западный сектор обзора. На дальнем плане Венский лес на холмах, охватывающих Вену с запада. Ещё здесь обратил бы внимание на трубу с двумя блестящими шарами (чуть правее центра кадра, на фоне леса). Это труба Венского мусоросжигательного завода Spittelau, в проектировании которого активно поучаствовал художник-архитектор Хундертвассер. 4 мая мы проезжали мимо, и я успел сделать несколько снимков https://www.tourister.ru/responses/id_28839
Северный сектор
Северный сектор
Северо-восток
Северо-восток
В правом конце панорамы (это уже почти восток) зацепился за двух птичек. Сторожевой петушок на шпиле да державный орёл на скате крыши.
В правом конце панорамы (это уже почти восток) зацепился за двух птичек. Сторожевой петушок на шпиле да державный орёл на скате крыши.
Даже не один, а два орла. Слева современный герб Австрии, принятый в 1919 году после распада Австро-Венгерской империи (до этого был двуглавый имперский орёл Габсбургов). Любопытная особенность: у орла в когтях не скипетр и держава, а серп и молот. Между лапами – разорванная цепь, появившаяся на гербе после освобождения от нацизма в 1945 году. 
Справа – герб города Вены, утверждённый в 1998 году.
Под гербами дата 1950 – год завершения послевоенного восстановления крыши собора.
Даже не один, а два орла. Слева современный герб Австрии, принятый в 1919 году после распада Австро-Венгерской империи (до этого был двуглавый имперский орёл Габсбургов). Любопытная особенность: у орла в когтях не скипетр и держава, а серп и молот. Между лапами – разорванная цепь, появившаяся на гербе после освобождения от нацизма в 1945 году. Справа – герб города Вены, утверждённый в 1998 году. Под гербами дата 1950 – год завершения послевоенного восстановления крыши собора.
В заключение – два панорамных снимка, дающих более цельное представление, но менее чётких в деталях по сравнению с приведёнными выше фрагментами.
В заключение – два панорамных снимка, дающих более цельное представление, но менее чётких в деталях по сравнению с приведёнными выше фрагментами.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому